Промышленное освоение Коми края

 
 
 Начало     ПЕЧАТАТЬ   СОХРАНИТЬ

План
1. Сведения о нефти на р.Ухте
2. Завод Прядунова С.
3. Экспедиция Кейзерлинга А.А.-Крузенштерна П.И.
4. Исследования Крузенштерна П.И.
5. Экспедиция Сидорова М.К.
6. Экспедиция Чернышёва Ф.
7. На рубеже веков
8. "Эпоха" Гансберга А.Г.
9. Попытки добычи нефти в н.XX в.
10. Начало промышленной нефтедобычи
11. Разработка нефтяных месторождений в годы Великий Отечественной войны
12. Нефтедобыча в послевоенный период

 

Исследования Крузенштерна П.И.

Первая поездка Крузенштерна П.И. (1843) прочно связала его с Коми краем. Он, по его собственным словам, "решил посвятить жизнь свою на разрешение вопроса, от которого зависело богатой, но по отдалённости своей, забытой области России". До к.жизни Крузенштерн П.И. занимался исследованиями и промышленной деятельностью в Коми крае. За приверженность Печорскому краю он получил прозвище "Крузенштерна-Печорского".

Геолого-географическая карта Печорского края Крузенштерна П. и Кейзерлинга А. 

Геолого-географическая карта Печорского края Крузенштерна П. и Кейзерлинга А.

В 1847 Крузенштерн П.И. представил правительству проект плавания к Северному полюсу и просил представить ему для этой цели командование судном, но получил отказ. Тогда он решил снарядить экспедицию на собственные средства. На средства, оставленные ему после смерти отца, построил судно, которому присвоил имя "Ермак". Постройка была закончена 18 МЙ 1849 и спущена на воду в Белом море у д.Сорока (современный Беломорск). Однако долгое время при попытках использования "Ермака" для арктических исследований Крузенштерна преследовали неудачи. Из-за штормов, разных организационных неурядиц, аварий и связанных с ними ремонтных работ не все намеченные исследования удалось осуществить. Были исследованы берега Белого и Баренцева морей, устья рр.Мезени и Индиги, детальная съёмка и промеры глубин рукавов и фарватера Печоры. В итоге Крузенштерн положил начало службе предвычислений приливов и отливов.

Отцовские деньги заканчивались. В 1855 Крузенштерн П.И. в виде вознаграждения за понесённые расходы в исследованиях получил от правительства привилегию на бесплатную вырубку и реализацию для собственных нужд лиственничного леса на берегах Печоры в течение 12 лет. Однако ни опыта, ни достаточных капиталов для этого у него не было. На помощь ему пришли известные промышленники и купцы Латкин В.Н. и Сидоров М.К. В ИН 1859 Латкин, Сидоров и Крузенштерн основали компанию по промышленному освоению Печорского леса. Свою привилегию Крузенштерн уступил компаньонам в виде пая. Вновь появились деньги. Сам же он смог продолжить исследования фарватера Печоры. Морское министерство в 1870 по результатам работ Крузенштерна издало "Руководство для плавания к устью Печоры".

В 1862 Крузенштерну П.И. представился случай одновременно с выполнением работ для компании осуществить свою давнюю мечту: морским путём с устья Печоры пройти до устья Енисея, где Сидоровым М.К. было приготовлено для вывоза в Россию пять пудов графита. Крузенштерн видел возможность вывоза не только графита, но и других богатств Сибири, "пропадавших зря". Осуществление этой задачи Крузенштерн возложил на своего сына, тоже Павла, энергичного и волевого человека, который к этому времени уже проявил себя способным морским офицером. "Ермак" 1 АВ 1862 в сопровождении бота "Эмбрио" вышел из д.Куя на Печоре к Карским воротам. Из-за беспрерывных штормов плавание сразу стало нелёгким. Карское море сплошь забило льдами, и корабли попали в ледовый плен и потеряли др. друга из виду. 3 СН 1862 "Ермака" выдавило на лёд и повалило на бок. Судно было потеряно. Экипаж с большим трудом, переходя со льдины на льдину и преодолевая полыньи, 16 СН 1862 вышел на северную конечность полуострова Ямал. С помощью ненцев Крузенштерн-сын с людьми добрался сначала до Обдорска, а затем перевалил Уральские горы, вышел в верховья Усы и по рр. Усе и Печоре проехал в Кую. Бот "Эмбрио" невредимым вернулся туда же. Т.о., потерпели крах надежды Крузенштерна-отца на открытие морского пути к Енисею. Слабым утешением являлось то, что были получены новые сведения о течениях в Карском море и в проливах, метеорологические данные и дополнен опыт плавания в Арктике.

К шестидесятилетию со дня рождения Крузенштерна П.И. ему было присвоено звание вице-адмирала, и по возрасту он получил увольнение с военно-морской службы. Но он по-прежнему продолжал исследовательские работы в Печорском крае: в 1874-1876 проводил съёмки и исследования р.Усы и правых притоков Оби с целью изыскания водного пути с Печоры на Обь. В результате он пришёл к выводу о возможности постройки канала м. верховьями Сарт-Ю и Сарт-Юган - притоками соответственно Усы и Щучьей, впадающей в Обь.

 
УралWeb. Регион в Интернете Rambler's Top100
 

Гостевая книга  Автор 

 

Станислав Максимов

 
Hosted by uCoz