Промышленное освоение Коми края

 
 
 Начало     ПЕЧАТАТЬ   СОХРАНИТЬ

План
1. Экономическая интеграция с Болгарией в в 1970-1980-е
2. Болгарские рабочие в СССР
3. Болгары в 1968-1971
4. Подготовка кадров для объединения "Мезеньлесь"
5. Наставничество   6. Клуб ветеранов
7. Трудовые инициативы
8. Инфраструктура болгарских посёлков
9. Досуговые формы деятельности   10. Удора
11. Сотрудничество общественных организаций двух стран
12. Политические организации
13. Причины кризиса объединения "Мезеньлес"
14. Прекращение деятельности предприятия

 

Наставничество

Первостепенную роль в обучении постоянно прибывающей молодёжи играли советские специалисты. Потребность в их непосредственном участии стояла необычайно остро. "В начале августа 1968 г. я был командирован в Косланский (ныне Удорский) леспромхоз для оказания практической помощи болгарским товарищам, - вспоминал член Совета ветеранов Удорского района Трушкин В. - Прибыв на нижний склад, я увидел картину, далекую от восхищения. Болгарские рабочие не имели представления о том, что такое погрузка с наращиванием выше борта вагона, не говоря уже о "шапках", не знали правил погрузки и крепления лесоматериалов в вагоны".

Один из мастеров леса, ветеран объединения "Мезеньлес" Макарьев В.Н. вспоминает: "Наша задача не ограничивалась лишь контролем над работой лесовозных коллективов... Не менее важным было всяческим помогать болгарским вальщикам в применении прогрессивной технологии, передовых приёмов труда". Поэтому зачастую наставничество перерастало в тёплый межличностные отношения. Обучавшая болгарских рабочих, контролёр нижнего склада лесной продукции Логинова Н.М. говорила: "С болгарскими друзьями живём и работает как братья и сестры. Катя, Златка, Иванка - мои добрые друзья. Когда мы отправляем вагон с лесом в СССР, они помогают нам, когда в НРБ - мы приходим к ним на помощь".

Количество наставников и молодых рабочих на предприятиях объединения "Мезеньлес" (чел.)

Год Наставники Из них советские Обучаемые рабочие Бригады-настаницы (ед.)
1977 500 420 1200 53
1981 825 436 1244 14
1985 980 370 1400 5

Для скорейшей адаптации новичков в объединении "Мезеньлес" в 1977 была разработана "Система форм и мероприятий по работе партийных, государственных, профсоюзных и комсомольских органов и организаций с новыми рабочими". Документ определял основные формы профессиональной подготовки, функции общественных организаций в области воспитательной работы. Секретарь райкома ДКСМ Георги Доцев говорил: "У нас имеются различные специалисты и мы принимаем всех, кто поступает к нам на работу". На основе договоров о сотрудничестве советских и болгарских трудящихся практиковалась бригадная форма наставничества, когда группы советских строителей и лесозаготовителей приезжали на определённый срок, как правило, не менее двух недель, с тем, чтобы помочь болгарской молодёжи в освоении новой техники, прогрессивных приемов и методов труда. В 1977 в 53 бригадах объединения "Мезеньлес" работали ок.500 наставников, из которых 84% составляли советские рабочие и специалисты, шефствовавшие над 1200 болгарскими рабочими.

Др.показательным примером эффективной работы молодёжных союзов являлась борьба с низкой трудовой дисциплиной. В с.1970-х некоторое снижение трудовой дисциплины объяснялось уменьшением числа квалифицированных болгарских рабочих, приезжающих в Коми республику, частой сменяемостью состава коллективов объединения. В 1975 план по формированию болгарского контингента в Коми АССР был недовыполнен на 980 человек, кр.того, 811 рабочих уехали в Болгарию до окончания срока трудового соглашения. В 1976 газета "Дружба" сообщала: "Прогулы и опоздания на работу - явление далеко не редкое. Не хватает наставников". Поэтому в борьбе с данным негативным явлением основное внимание было уделено наставническому движению. Количество наставников молодых рабочих возросло с 500 человек в 1977 до 899 человек в 1979.

В НЯ 1978 при комитете ВЛКСМ объединения "Мезеньлес" и комитетах ДКСМ леспромхозов был образован Совет наставников, в который вошли лучшие производственники: Никола Чаушев, Тако Таков, Петко Гайдаров, Дино Трифонов, Иван Стойменов, Пенко Николов, Илия и Георги Петровы и многие др. Если в 1974 44% несчастных случаев на производстве проистекали из-за необученности молодёжи, то в 1978 этот печальный показатель снизился до 32%.

Поскольку наставничество предусматривает не только получение необходимой специальности, но и психологическую акклиматизацию в трудовом коллективе, то был изменён качественный состав наставников молодёжи. За период 1977-1985 удельный вес советских специалистов сократился с 84% до 38% (Табл.6), уступив место передовым болгарским бригадирам и наиболее опытным членам их коллективов. Напр., 14 рабочих бригады Героя социалистического труда НРБ Васила Джигрева, четверо членов бригады Илии Цонева стали бригадирами-наставниками. Кавалер ордена "Красное знамя труда" Милко Стоянов обучил за один только 1979 40 новичков. "В нашем коллективе есть только один главный наставник - это бригадир Милко Стоянов, - говорил на встрече наставников в 1979 один из членов его коллектива Любчо Иванов. - Одновременно он является руководителем других наставников (руководителем Совета наставников Ёртомского леспромхоза- Авт.) и главным наставником в бригаде. Когда новый работник садится в автобус ехать на объект, бригадир его представляет. Затем бригадир, посоветовавшись с членами коллектива, поручает ему одного из рабочих, этот человек обучает его профессии, контролирует рабочее время".

После ознакомления в 1979 на Сыктывкарском лесопромышленном комплексе, сотрудничавшем с рабочими Ёртомского леспромхоза, с методом работы под девизом "Ни одного отстающего рядом!", начинается его внедрение в объединении "Мезеньлес". В отстающие коллективы, используя бригадный метод наставничества, переходят, как их называли болгары, "друзья бригады" - наиболее опытные наставники молодёжи. Передовые рабочие и бригадиры Милко Стоянов, Пётр Петров, Христо Маргов, Пётр Жечев, Стефан и Цанко Рангеловы и некоторые др., перейдя в отстающие коллективы в сравнительно короткий срок помогли им ликвидировать отставание.

В 1980-е качественное изменение состава наставников в объединении "Мезеньлес" принесло ощутимые положительные результаты. Моторист Пётр Петров взял шефство над отстающей бригадой № 8 и вывел её в передовые; Христо Маргов принял руководство цехом № 3 нижнего склада и этот коллектив начал стабильно выполнять производственные задания; бригадир Борислав Стефанов взял шефство над бригадой Цветкова В., а бригадир Пётр Жечев - над отстающим коллективом Ивана Вылчева. На нижнем складе бригада Ценко Рангелова помогла рабочим бригады Ивана Янакиева выйти из трудного положения.

Клубы наставников в леспромхозах руководствовались утверждённой райкомом ДКСМ, комитетом ВЛКСМ и Районным штабом интернационального соревнования "Системой наставнического движения". Согласно документу, каждый новичок по прибытии знакомился с руководством предприятия, руководителями и активом общественных организаций, историей становления и развития объединения "Мезеньлес", трудовыми традициями коллектива, со своим бригадиром и наставником. После этого наставник и подшефный оговаривали условия труда и подписывали договор о сотрудничестве. Договорная основа взаимодействия наставника и молодого рабочего впервые была опробована в 1977, когда 2% вновь прибывших подписали такой документ. Данная форма работы оправдывала себя. Если в 1982  11,6% молодёжи трудились на договорной основе, то в 1985 - все молодые рабочие. Согласно договору через каждые три, шесть и двенадцать месяцев молодой рабочий проходил аттестацию по специальности, проводившуюся Советом наставников предприятия.

Активное включение в наставническое движение передовых болгарских рабочих и специалистов привнесло в него элемент народной традиции. Строители Верхнемезенска в 1983 возродили старинный болгарской обычай: комитет ДКСМ предприятия вместе с культурно-массовой комиссией профсоюзного комитета впервые организовали "вечер сроителя-наставника". В процессе этой акции члены совета бригадиров и наставников предприятия "посвящали" молодых рабочих в свою профессию. Самый опытный строитель - "устабаши", - руководитель бригады им.XIV съезда ДКСМ Димитр Сазанов, зачитывал "закон цеха строителей" - Устав совета бригадиров и наставников Верхнемезенского строительного района. Мастера брали опеку над "подмастерьем".

Целью как личного, так и коллективного (бригадного) наставничества было не только обучить новичка профессии, но и помочь ему стать полноценным, а следовательно, и полноправным членом трудового коллектива. "Лесозаготовительное производство в северных условиях очень затруднено, - отмечал бригадир трактористов с десятилетним стажем работы на Удоре Атанас Гешев. - Поэтому слабовольные не могут устоять и уходят из тайги или возвращаются в Болгарию. В своей работе по закреплению и адаптации их в коллективе, овладению профессией, воспитанию и выработке нравственных трудовых качеств я использую возможности моих лучших рабочих в бригаде. Вероятно, в этом стремлении помочь слабым и заключается моё наставничество".

Наряду с ростом общего числа наставников, изменением их национальности и форм работы, руководство предприятий и общественные организации повышенное внимание стали уделять профессиональной квалификации наставников, умению общаться с молодёжью, росту их авторитета. "Многие наши наставники - комсомольцы, - заметил секретарь комитета ДКСМ Ёртомского леспромхоза Атанас Гешев. - Но только те, кто отработал в Коми АССР не менее 5-6 лет". Бригадир лесозаготовительной бригады и прекрасный педагог Илия Цонев, выступая на ХШ съезде БКП, говорил: "Тринадцать лет назад я прибыл в Коми с малым жизненным и производственным опытом. Там советские братья научили меня добывать древесину в тайге, там я получил физическую закалку, блестящую техническую, организаторскую и экономическую культуру... Там получил в этом году высшее образование". Кандидатуры всех наставников обсуждались и утверждались на заседаниях комитетов ДКСМ и профсоюзных комитетов предприятий. Комитеты болгарского комсомола имели и применяли в своей практике годовую программу подготовки наставников. Их обучение проводилось в рамках системы профсоюзной и комсомольской учёбы один раз в месяц по два часа. Для наставников - болгарских рабочих были учреждены отличительные значки "Лучший наставник ЦК БПС и ЦК ДКСМ", специальный диплом "Заслуженный наставник Государственного хозяйственного объединения "Лесозаготовки и строительство", а для советских - "Лучший наставник Государственного промышленного предприятия" и др. В целях повышения авторитета наставников комитеты ДКСМ и ВЛКСМ предприятий проводили "вечера-портреты" знатных бригадиров, шефствовали над Аллеей трудовой славы объединения "Мезеньлес".

Т.о., наставническое движение в 1980-е базировалось уже не на мифических ценностях "интернациональной дружбы", а на конкретных нормах социального поведения и культурных ценностях того общества, к которому молодой болгарский рабочий принадлежал. Новичок вбирал в себя общекультурные ценности и трудовые традиции в общении со "значимыми др." - знатными бригадирами объединения "Мезеньлес". "Хотим самостоятельности, - отвечала на вопросы корреспондента Катя Ценова - комсомольский работник из Усогорска. - Мой муж - единственный сын у родителей. У нас есть благоустроенный дом, купить машину - тоже не проблема. Но мы себе сказали, что нельзя жить за чужой счёт. И решили приехать сюда. Сначала было очень трудно мужу. Он работал на производстве, и я всё думала, что не выдержит. Сейчас кажется, что мы поднялись в собственных глазах". Опытные наставники помогали молодым людям, имеющим такое желание, социализироваться в трудовом коллективе.

Наряду с утилитарными соображениями, самоутверждение, сущностная реализация, стремление проверить себя в экстремальных условиях - для многих болгар были тем побудительным мотивом, который заставлял не бояться трудностей и лишений. Один из ветеранов объединения "Мезеньлес" Герой социалистического труда НРБ Илия Цонев размышлял: "Некоторые мои соотечественники, когда я бываю в отпуске в родном Севлиево, думают, что привлекает нас Мезенская тайга высокими заработками. Отчасти это, может быть, и так. Но это только первое время... Невольно начинаешь мысленно прослеживать прожитые десять лет. Что они мне дали? Прежде всего, я прошёл здесь настоящую трудовую и интернациональную школу. Именно тут я приобрёл навыки умелого руководства бригадой, освоил в совершенстве замечательную лесозаготовительную советскую технику. А самое важное, я, как и мои соотечественники, работающие на Удоре, проникся чувством высокой ответственности за выполнение задач, предусмотренных программой экономической социалистической интеграции в рамках СЭВ".

 
УралWeb. Регион в Интернете Rambler's Top100
 

Гостевая книга  Автор 

 

Станислав Максимов

 
Hosted by uCoz