Промышленное освоение Коми края

 
 
 Начало     ПЕЧАТАТЬ   СОХРАНИТЬ

 
План
 
1. Письменные и археологические источники о древней истории Коми края
2. Письменные и археологические источники по истории Коми края в раннее средневековье (до XV в.)
3. Развитие металлургической базы Европейского Северо-Востока
4. Местная промышленность
5. Нефтяная промышленность
6. История лесоразработок в Коми крае
7. Назад в будущее: объединение "Мезеньлес"
8. Уголь

 

Бронзовый век

В начальный период бронзового века на ЕСВ из-за Урала проникают индоевропейские (сейминско-турбинские) группы населения, исходным районом обитания которых являлись Алтайская горная и предгорная области и таёжная зона м. Енисеем и Байкалом. Отмечается также приток абашевского населения из Поволжья. В позднем бронзовом веке продолжается миграция из Западной Сибири. Формируются новые археологические кулыуры, в которых прослеживается западносибирский компонент.

Лебяжская культура

Памятники лебяжской культуры известны в лесотаёжной зоне ЕСВ (в бассейне Печоры, Вычегды, Мезени), а также в Большеземельской тундре. Поселения, преимущественно долговременные, расположены на боровых террасах или возвышениях среди пойм. Жилища были наземные. Исследованное на поселении Лебяжская II жилище имело по всему периметру кольцевую завалинку и представляло собой двускатный шалаш, присыпанный по основанию землей. Внутри располагались два открытых очага, обломки сосудов, кремнёвые предметы, кусочек бронзы и фрагмент бронзового изделия. Керамика представлена широкогорлыми круглодонными чашами с выпуклым туловом, орнаментированными в верхней части рядом круглых ямок под венчиком и в основном несложными гребенчатыми узорами. Кремневый инвентарь составляют скребки на отщепах, наконечники стрел, ножи. Наконечники стрел - листовидные массивные вытянутые, треугольные вытянутые и короткие.

Согласно современным представлениям, в формировании лебяжской культуры принимали участие носители различных культурных традиций. С одной стороны, это потомки местного населения эпохи ранней бронзы, с другой - сейминско-турбинские мигранты, пришедшие на Печору через Северный Урал, на Вычегду вместе с абашевцами и фатьяновцами через Поволжье и Прикамье. Лебяжская культура является североевропейской, генетически связанной как с предшествующими, так и последующими культурами раннего железного века, сопоставляемыми с прапермской общностыо.

Атаманнюрская культура

Памятники атаманнюрской культуры сосредоточены в основном в бассейне Печоры, включая тундровые районы, хотя известны и на Вычегде. Одна из ее характерных особенностей - шестиугольные в плане жилища, впущенные в неглубокий котлован, с одним-двумя наклонными входами-пандусами, с открытым очагом на земляной подушке или в специально вырытой яме в центре помещения. Дома имели бревенчатую конструкцию. Рядом с жилищами находились хозяйственные постройки. Встречаются хозяйственные ямы как внутри жилищ, так и за их пределами. Население атаманнюрской культуры было знакомо с металлургией меди-бронзы, однако основным материалом для изготовления орудий труда оставался кремень. Наконечники стрел листовидные обоюдоострые или с усечённым основанием, треугольные с черешком или с выемчатым основанием и шипом, ланцетовидные. Встречаются наконечники дротиков. Большим разнообразием отличаются скребки. Встречаются комбинированные орудия. Сосуды полуяйцевидной формы с округлым или уплощенным дном. Орнамент составляют ямочные, ямочно-гребенчатые, нарезные узоры в разнообразных комбинациях, включающих геометрические мотивы в виде зигзагов, прямых и ломаных рядов, полос ромбической сетки, треугольников и т.д. Состав формовочной массы также отличается многообразием: шамот, песок, дресва, органика, тальк и слюда.

Район формирования атаманнюрской керамики определяется южно-таёжной территорией Притоболья и Приобья, в зоне контактов с андроноидными племенами. В качестве одного из таких районов предполагается бассейн р. Конды, откуда зауральское население переселяется на Печору не ранее XIII в. до н.э.

В формировании атаманнюрской культуры прослеживается несколько компонентов. Некоторые черты атаманнюрской керамики выявлены на синхронных памятниках в Прикамье, но значительно больше - в Зауралье до Тюменского Притоболья, что объясняется миграцией самусьского населения на север и запад, под давлением которого происходит сдвиг на запад, в т.ч. на Печору, зауральского населения. По своей этнической принадлежности это население было смешанным, но доминирующим в его составе был самодийский компонент. С др. стороны, в XIII- XI вв. до н.э. прослеживается миграция на Печору чирковско-сейминских групп населения из Верхнего Поволжья, которые вступают в контакты с зауральскими мигрантами. Чирковские группы населения также смешанные, в составе которых выделяются финский и индоевропейский компоненты.

Коршаковская культура

Коршаковская культура датируется четвёртой четв.II-н.I тыс.до н.э. Её памятники открыты и исследованы в Большеземельской и Малоземельской тундрах. Поселения располагались на высоких участках речных и озёрных берегов. Некоторые из них использовались многократно, существовали и кратковременные стоянки. Жилища лёгкие, наземные, со слабо углублёнными в почву площадками округлой формы. На поселениях обнаружены остатки бронзолитейного производства, однако основная часть производственного инвентаря изготовлена из кремня и различных пород камня. Многочисленны кремнёвые наконечники стрел разнообразной формы, ножи, скребки, встречаются кремневые, сланцевые и кварцитовые наконечники дротиков, топоры, тёсла, проколки, комбинированные орудия. Керамика полуяйцевидной формы с конусовидным или закруглённым дном. По орнаменту выделяются две группы сосудов. Для первой характерны косые отпечатки гребенчатого штампа по венчику, подчёркнутые одним-двумя рядами ямок, и мелкая катаная волна или "змейки", иногда украшающие сосуды сверху до дна. Орнаментальный фриз окаймлялся одним-двумя рядами мелких ямок. Сосуды второй группы орнаментированы исключительно гребенчатым орнаментом и ямками. Встречаются миниатюрные сосуды, покрытые неровными рядами грубых наколов, ямок и др.

Памятники коршаковской культуры, распространённые в заполярных тундрах, связаны своими истоками с севером Восточной Сибири - местом формирования палеоазиатского этноса. Коршаковская культура входит в широкий ареал сибирских культур с сетчатой керамикой. Близкая коршаковской текстильная керамика со шнуровыми мотивами отмечена в Таймырском Заполярье.

Этнокультурные процессы в эпоху неолита

Хозяйство населения в рассматриваемую эпоху, как и в предыдущую, базировалось на охоте и рыбной ловле. Охотились на лося, северного оленя, зайца, бурого медведя и др.промысловых животных. У племён, живших в высоких широтах, основным объектом охоты был северный олень. Стада северных оленей сезонно мигрировали из леса в тундру, к побережью арктических морей и обратно в связи с изменениями климата, которые приводили к отступлению лесов на юг. Группы охотничьих стойбищ возникали в местах концентрации стад северных оленей, у переправ. Наряду с охотой и рыболовством в эпоху энеолита-бронзы продолжали развиваться др.традиционные отрасли хозяйства: кремневое и керамическое производства, обработка дерева, кости, прядение и ткачество. На ряде поселений найдены пряслица из глины, обломков керамики, камня. Для плетения использовались растительные волокна - осока, дикорастущие конопля, лён.

 
УралWeb. Регион в Интернете Rambler's Top100
 

Гостевая книга  Автор 

 

Станислав Максимов

 
Hosted by uCoz