Промышленное освоение Коми края

 
 
 Начало     ПЕЧАТАТЬ   СОХРАНИТЬ

 
План
 
1. Письменные и археологические источники о древней истории Коми края
2. Письменные и археологические источники по истории Коми края в раннее средневековье (до XV в.)
3. Развитие металлургической базы Европейского Северо-Востока
4. Местная промышленность
5. Нефтяная промышленность
6. История лесоразработок в Коми крае
7. Назад в будущее: объединение "Мезеньлес"
8. Уголь

 

Железный век

Наступление новой эпохи было ознаменовано освоением металлургии железа, которое становилось основным материалом для изготовления орудий труда, оружия, предметов бытового назначения. В природе оно в чистом виде практически не встречается. Железные руды, в отличие от медных и оловянных, распространены повсеместно, но получить из руды железо было значительно труднее, т.к. для его плавки необходима очень высокая температура - 1528 градусов, что было неосуществимо для древних мастеров. Железо получали в тестообразном состоянии с помощью сыродувного процесса. Сущность его заключалась в восстановлении железной руды углеродом при температуре 1110-1350° в специальных печах, при вдувании воздуха кузнечными мехами через сопло. На дне печи образовывалась крица - комок пористого, тестообразного железа весом от 1 до 8 кг. Крицу затем неоднократно проковывали молотом для уплотнения и частичного выдавливания из неё шлака. Кричное железо было мягким, поэтому его закаливали. Т.о., железо не отливали, а "варили". 

В лесной полосе европейской части России ранний железный век наступает в VIII в. до н.э. В развитии древностей эпохи раннего железа на ЕСВ выделяются два периода: ананьинский (VIII-III вв. до н.э.) и гляденовский (II в. до н.э. - IV - н.V в. н.э.), получившие название по аналогии с прикамскими древностями.

Ананьинский период

Памятники этого периода относятся к вычегодско-печорскому варианту ананьинской историко-культурной общности, ареал которой включал бассейны Камы, ср.Волги, Северной Двины, Мезени и Печоры.

Древности ананьинской культурыДревности ананьинской культуры

Ананьинские памятники представлены поселениями, могильником и отдельными погребениями, а также культовыми местами - святилищами. В настоящее время известно более 100 памятников, относящихся к северному варианту ананьинской общности. Поселения площадью от 50 до 5000 кв.м располагаются на боровых террасах или их останцах по берегам рек и их крупных притоков, на водораздельных и старичных озёрах. Жилища наземные прямоугольной формы с одним или двумя выходами площадью 60-67 кв.м. Они обогревались очагами, расположенными по осевой линии жилищ. Поселения носили сезонный характер. Зимние жилища представляли собой срубные постройки в три-пять венцов, летние - шалашеобразные сооружения из жердей, покрытых берестой, и срубом в один венец в основании. Для утепления жилища по его периметру на внешней стороне сооружалась "завалинка". В ананьинских жилищах могло обитать две семьи при ср.численности в пять-семь человек.

К уникальным погребальным памятникам относится Шиховской могильник, расположенный в Усть-Цилемском районе Республики Коми, исследованный в 1990-е. Раскопано 36 погребений, часть которых совершена в лодках. В них найдены железные ножи и кинжалы, наконечник копья, костяные и бронзовые наконечники стрел, бронзовые гривны, подвески, бронзовые зеркала, скульптура мужчины из кости, фигурки ящера и пчелы, отлитые из бронзы, предметы поясной гарнитуры. Особый интерес представляет комплекс предметов пермского звериного стиля. Могильник датируется V-III вв.до н.э. 

Памятники ананьинского времени на ЕСВ отнесены к четырём культурным типам: Ласта, Перный, Чаркабож и Ямашор. Культурный тип Ласта датируется VIII-VI вв.до н.э.

Памятники этого типа известны на верхней и почти на всём протяжении ср.Печоры, её левом притоке Ижме, в бассейне Вычегды, в т.ч. на её притоке Выми. Они представлены исключительно поселениями. Основную массу находок на них составляют обломки глиняных сосудов. Керамика - круглодонная, представлена широкогорлыми горшками и чашами. Кроме наконечников стрел, копий, дротиков и скребков, встречаются топорики, ножевидные изделия. На поселениях выявлены следы бронзолитейного производства в виде скоплений сильно обожжённых, ошлакованных обломков тиглей и льячек. Культурный тип Ласта имеет местные генетические корни, однако в керамике прослеживается влияние прикамской и зауральской культурных традиций.

Памятники культурного типа Перный (VI-III вв. до н.э.) известны на Печоре, Ижме, Вычегде и Выми и представлены неукреплёнными поселениями. Культурный тип Перный генетически связан с ластинским, хотя культурное влияние прикамских ананьинцев в этот период ощущается больше, чем в предшествующий. Не исключается переселение отдельных групп ананьинского населения из Прикамья в бассейны Вычегды и Печоры и далее на северо-запад.

Памятники типа Чаркабож (VIII-VI вв.до н.э.) выявлены на ниж.и ср.Печоре, а также на Ижме и верх.Вычегде. Всё известные памятники этой группы расположены в районах, прилегающих к Северному и Приполярному Уралу. Для чаркабожских памятников характерен высокий уровень техники обработки камня. В сложении этого культурного типа прослеживаются два компонента: местный лебяжский и зауральский. Крестовидные и фигурные отпечатки - змеевидные и S-образные, характерные для чаркабожской керамики,- связываются с культурными традициями населения лесостепной и лесной полосы Зауралья и Приобъя.

Памятники типа Ямашор (V-III вв.до н.э.) исследованы на Печоре и Усе. Они представлены неукреплёнными поселениями. Сосуды чашевидной формы, на многих из них венчик имеет налеп в виде "воротничка". Своеобразие ямашорской керамике придают различные фигурные отпечатки, характерные для зауральских памятников, особенно волнистые "змеевидные" линии, фигурные оттиски и густонанесённые ямки различной формы. Из кремневых орудий представлены только скребки, довольно грубо выделанные на массивных отщепах.

Культурные типы Ласта, Перный, Чаркабож и Ямашор сформировались на основе предшествующей лебяжской культуры при участии зауральских и прикамских, а также индоевропейских групп населения. В ластинском культурном типе прослеживаются зауральский и прикамский компоненты, в перныйском - прикамский. Культурные типы Ямашор и Чаркабож сформировались в процессе смешения местной лебяжской, пришлых зауральской и прикамской культурных традиций.

Хотя вычегодско-печорские и волго-камские памятники входят в единую ананьинскую историко-культурную общность, м.ними имеются существенные различия, отражающие их принадлежность различным культурно-хозяйственным типам. Основу хозяйства северного населения составляли охота и рыболовство, тогда как волго-камские ананьинские племена вели комплексное хозяйство, в котором ведущими занятиями были земледелие и животноводство. К специфическим особенностям культуры северного населения относится и достаточно высокий уровень обработки кремня. И, наконец, на ЕСВ в эпоху раннего железного века отсутствовали городища, характерные для Волго-Камья.

Согласно традиционной точке зрения, ананьинская общность послужила основой формирования коми-зырян, коми-пермяков и удмуртов, хотя ананьинский компонент отмечается и в сложении прамарийской общности.

Гляденовский период

В к.III в.до н.э. ананьинская общность распадается на пьяноборскую, ареал которой включает Среднее и Нижнее Прикамье, низовья р.Белой и бассейн Вятки, и гляденовскую. Памятники последней известны в Верхнем и Ср.Прикамье, в бассейне Мезени, Вычегды и Печоры. Хронологические рамки гляденовского периода на ЕСВ определяются к.III-II вв.до н.э. - IV-н.V в.

Гляденовские комплексы выявлены в бассейнах Мезени, Печоры, Вычегды, включая их притоки, на 67 памятниках

Поселения занимают площадь от 80 до 3000 кв.м. Наиболее крупными являются Вис I, Ибское, Китоставское и др. Преобладают кратковременные стоянки, но встречаются места и более длительного обитания. Дома небольшие по размерам (до 21 кв.м), прямоугольной формы, слегка углублены в землю. Очаги-кострища встречаются как наземные, так и впущенные в материк. Встречаются ямки от столбовых конструкций, хозяйственные ямы.

Культовый комплекс гляденовского времени выявлен и на ср.Вычегде. Могильные ямы овальной формы, длиной от 120 до 155 см, шириной 50-80 см и глубиной 45-65 см, ориентированы по линии северо-восток - юго-запад или запад-восток. Погребения совершены способом кремации на стороне. В погребениях обнаружены обломки бронзовых зеркал, разнообразные стеклянные и бронзовые бусы, предметы поясной гарнитуры в виде накладок и бляшек, обломки костяных наконечников стрел, железный нож и поясной крючок. Особый интерес представляет бронзовая фигурка мужчины, голову которого венчает хищная птица с распростёртыми крыльями.

Керамика на поселениях представлена широкогорлыми сосудами с округлым или уплощенным дном. Найдены железные ножи, шилья, иглы, предметы металлургического производства, однако наряду с ними по-прежнему сохраняются кремнёвые скребки. Из украшений и принадлежностей костюма встречены височные подвески, бронзовые обоймочки, бляшки и бляхи различной формы, поясная гарнитура, в частности, поясные крючки, эполетообразная застёжка, наконечники ремней, пряжки, бронзовые, стеклянные и глиняные бусы, фигурки хищных пушных зверьков, хищных птиц с опущенными крыльями, рельефными лапками и человеческой личиной на груди, мужчины с птицей на голове и др.

Хозяйство населения в гляденовскую эпоху было комплексным. На Вычегде, появляется животноводство. Однако главными источниками существования оставались охота и рыболовство. Основными промысловыми животными были бобр, лось и северный олень. Кр.того, при раскопках были найдены кости бурого медведя, зайца, соболя, куницы, хорька, норки. Охота велась при помощи лука и стрел с костяными, бронзовыми и железными наконечниками. В рыбной ловле использовались сети. Среди др.производств следует отметить бронзолитейное и кузнечное, на что указывают находки обломков тиглей и льячек, литейной формы, обломка дутьевой трубы, шлаков и слитков бронзы. Железные изделия представлены поковками, откованными на кричных заготовках. Использовалась и сырцовая сталь.

В поздний гляденосский период площадь жтлищ увеличивается до 60-70 кв.м. Количества очагов, могло обитать две-три семьи численностью пять-семь человек. Предполагается, что в одном доме могли жить четыре-семь, на поселении - 20-30 человек.

Гляденовская историко-культурная общность большинством исследователей сопоставляется с пракоми этносом.

самодийского. В бассейнах ниж.и ср.Вычегды, Мезени, с одной стороны, сохраняются и развиваются гляденовские традиции, с др. - прослеживается влияние пришлых групп населения, в составе которых, вероятно, были и выходцы из лесостепных районов Западной Сибири (носители саргатских культурных традиций). Т.о., в Прикамье и на ЕСВ в эпоху раннего средневековья происходят сходные этнокультурные процессы: на основе гляденовской культуры при участии пришлых из лесостепных районов Западной Сибири групп населения формируются две этнокультурные общности - ломоватовско-неволинская и ванвиздинская, отражающие процесс разделения пракоми общности на пракоми-пермяцкую и пракоми-зырянскую. Первая послужила основой формирования родановской культуры древних коми-пермяков, вторая - вымской культуры перми вычегодской.

 
УралWeb. Регион в Интернете Rambler's Top100
 

Гостевая книга  Автор 

 

Станислав Максимов

 
Hosted by uCoz