Промышленное освоение Коми края

 
 
 Начало     ПЕЧАТАТЬ   СОХРАНИТЬ

 
План
 
1. Письменные и археологические источники о древней истории Коми края
2. Письменные и археологические источники по истории Коми края в раннее средневековье (до XV в.)
3. Развитие металлургической базы Европейского Северо-Востока
4. Местная промышленность
5. Нефтяная промышленность
6. История лесоразработок в Коми крае
7. Назад в будущее: объединение "Мезеньлес"
8. Уголь

 

Раннее средневековье

Эпоха раннего средневековья датируется второй пол.I тыс., когда происходили существенные сдвиги в развитии экономики, социальных отношений населения Приуралья, обусловленные дальнейшим развитием металлургии и металлообработки, пр.всего железа, развитием производящих форм хозяйства, активизацией обмена и торговли. Важную роль в социально-экономической и этнокультурной истории региона сыграли пришлые из Южного Зауралья воинственные скотоводческие группы населения, резко отличавшиеся по культурно-хозяйственному типу от аборигенов.

Могильник Новый Бор IМогильник Новый Бор I

Следы их пребывания в бассейне Вычегды сохранились в могильниках V-VII вв. с погребениями, совершенными под курганными насыпями. В VI в. в бассейнах Вычегды и Мезени формируется ванвиздинская культура, существовавшая до к.I тыс.н.э., которая послужила основой формирования культуры перми вычегодской, непосредственных предков коми-зырян. В Печорском Приуралья памятники второй пол.I тыс.н.э. относятся к бичевницкой культуре, сопоставляемой с угро-самодийским миром.

Курганы веслянского типа

В 1961 на Выми возле д.Весляна был открыт могильник, получивший название Веслянского I, в течение длительного времени остававшийся уникальным явлением в археологии ЕСВ. В 1970-1990-е были открыты другие аналогичные могильники. Их появление было связано с приходом в с.I тыс.н.э. в бассейн Вычегды - в процессе "великого переселения народов" - новых групп населения, исходной территорией обитания которых были лесостепные и степные пространства Южного Зауралья. Это были воинственные племена степей, резко отличающиеся по культуре от местного населения. Памятники пришлого населения представлены могильниками, содержащими как грунтовые, так и погребения под невысокими курганными насыпями. Они расположены, как правило, на коренных террасах вдоль водоёма. Курганные насыпи округлой или овальной формы высотой 10-30, изредка 50 см, обычно окружены канавками-ровиками или ямами. Под насыпями чаще всего содержалось одно, реже - два погребения, иногда от трёх до шести, а также впускные захоронения. Они совершались как в простых могильных ямах, так и довольно сложной конструкции и различных размеров. Длина их варьирует от 98 до 270 см, ширина - от 40 до 180 см, глубина - от 20 до 72 см. В погребениях встречаются остатки срубов, гробовищ, выдолбленных колод. Единичные погребения совершены в лодке. Одной из характерных особенностей погребального обряда было использование бересты для внутрипогребальных конструкций. Погребальные камеры также перекрывались берестой, а в некоторых случаях - плахами. Большинство погребений совершено по обряду ингумации. Костяки ориентированы головой к реке, с запада на восток с некоторыми отклонениями. Они, как правило, сопровождались богатым и разнообразным вещевым инвентарём. К характерным особенностям погребального обряда относятся жертвенные комплексы, содержащие чаще всего украшения. Они помещались в берестяные, деревянные коробочки или кожаные сумочки.

Вещевой инвентарь погребений включает оружие, орудия труда, украшения и предметы быта. К типичному набору воина-всадника относятся наконечники копий, мечи и кинжалы с ремешками и пряжками для пристегивания к ноге, ножи, ножны, а также молотки, боевые и хозяйственные топоры, котлы, кольчуги. Погребения воинов нередко сопровождались бронзовыми слитками в виде стержней, которые были эквивалентом обмена, первыми на нашей территории металлическими деньгами. Многочисленны украшения. Найдены височные подвески - как простые бронзовые проволочные, так и с напускной бусиной из бронзы, серебра, камней или янтаря, серебряные. Богаты и разнообразны коллекции бус из янтаря, сердолика, прозрачного и глухого стекла, бронзы. Представляют интерес бронзовые подвески в виде фигур медведей, коньков, птиц, собаки, утко-лося. Встречаются плоские треугольные подвески - сплошные и прорезные. Многочисленны бронзовые пронизи: простые проволочные, конусовидные, зооморфные в виде хищной птицы. Одним из критериев высокого социального статуса погребенных были серебряные гривны. Популярны были браслеты. Важное место в костюме занимал пояс - необходимый атрибут воина-кочевника. Сохранились кожаные пояса с бронзовыми накладками, снабженные на концах пряжками и наконечниками, к которым крепились ножны с ножами. Встречаются пряжки и наконечники поясов, инкрустированные камнями или стеклянными вставками, в обрамлении золотой зерни. В ряде случаев пояса расположены не на костяке, а вдоль него. Среди многочисленных предметов вещевого инвентаря обращают на себя внимание золотые и серебряные наротники и наглазники, а также культовые сосуды. На Веслянском I могильнике представлены два уникальных сосуда - серебряный ритон в форме головы быка и деревянная чаша, ручка которой украшена скульптурой медведя, а также бронзовая чаша. Найдены серебряные сасанидские монеты V-VI вв. Раскопанные могильники как раз датируются V-VII вв.

В культуре пришлых групп населения прослеживаются сарматские традиции. Многие предметы, в т.ч. такие выразительные и специфические детали погребального обряда, как золотые и серебряные наротники и наглазнцки, находят аналогии в древностях Северного Причерноморья, в частности, мавзолее Неаполя Скифского. Вероятно, пришлые группы населения были немногочисленны. Они постепенно растворились в среде местного населения. Это проявляется, в частности, в погребальной обрядности. Ранние погребения совершены под курганными насыпями, поздние - в обычных грунтовых ямах, характерных для местного населения предшествующих и последующих эпох. Однако пришельцы оставили глубокий след в культуре аборигенов. В эту эпоху дальнейшее развитие получает животноводство. На развитие коневодства указывают специфические предметы вооружения и оборонительные доспехи (кольчуги) воина-всадника, изображения коней, встречающиеся на могильниках и поселениях.

Ванвиздинская культура

Памятники ванвиздинской культуры, датируемой VI-X вв., открыты в бассейнах Вычегды, Мезени, лесном Припечорье и водораздельных озёрах Центрального Тимана. Она представлена неукреплёнными поселениями (более 50) и грунтовыми могильниками (5). Поселения располагаются на боровых террасах по берегам рек и озёр. Их площадь от 250 до 5000 кв.м.

Открыты остатки наземных или слегка углублённых жилищ. На многих поселениях исследованы очаги со следами металлургического производства. Поселения с мощными кострищами, остатками жилищ и производственных построек являются долговременными. Существовали и сезонные промысловые становища. Вход в жилище предположительно шёл через тамбур-коридор. Иногда жилища соединялись м.собой переходами. Представляют интерес два жилища, раскопанные на поселении Вис II, которые различаются м.собой по характеру найденного инвентаря. В первом из них были сосредоточены в осн.орудия труда (костяные наконечники стрел, наконечник гарпуна, удильный крючок, наконечник гарпуна и др.) во втором - гл.обр., украшения (бронзовые украшения, туалетные щипчики, стеклянные бусы и др.). Обнаруженные помещения рассматриваются как две половины (мужская и женская) одного дома.

Особую группу предметов, относящихся к ванвиздинской культуре, составляют изделия культового литья, известные как предметы пермского звериного стиля. На них изображены сложные реалистические и фантастические зоо-антропо-орнитоморфные образы: лося-человека, человеческой личины в центре в обрамлении лосиных голов, человеческой личины, над которой изображена птица с распростёртыми крыльями. Встречаются одиночные реалистично выполненные изображения медведей и птиц. Самую многочисленную группу предметов составляют изображения антропоморфных фигур, стоящих на ящере. Встречены бляшки с изображением человеческого лица в обрамлении лосиных голов, летящей птицы с человеческой личиной на груди. В центре сложных образов, как правило, расположена человеческая личина или антропоморфная фигура, обрамленная сверху и по бокам одной или двумя лосиными головами. Предметы пермского звериного стиля служили культовыми изделиями, использовавшимися во время ритуальных церемоний. Они отражали космогонические представления древнего населения. Это своеобразная модель вселенной, состоящей из трёх миров: верхнего, среднего и нижнего. Символом верхнего мира являются небесные лоси, медведи, птицы, среднего (земного) - человек или человекоподобное существо (человек-лось), а нижнего - мифологическое, хтоническое существо (ящер), символ мира мёртвых.

Хозяйство было комплексным. Важное, возможно, первостепенное место в экономике, как и в предыдущие эпохи, занимали охота и рыбная ловля. Охотились с помощью лука с костяными и железными наконечниками стрел. Наконечники разнообразны по форме и размерам, что указывает на их специализацию. Важное место в экономике занимало животноводство. На поселениях и могильниках найдены кости лошади, коровы, овцы (или козы).

На памятниках ванвиздинской культуры прямые свидетельства развития земледелия пока не обнаружены, однако на Висском II поселении сохранились деревянные мотыги и коленчатые рукояти топоров-кельтов, которые могли использоваться для обработки почвы.

Значительный прогресс был достигнут в области металлургии и металлообработки. Железо, вероятно, добывали из местных болотно-дерновых руд. В ванвиздинскую эпоху наступает качественно новый этап в развитии цветной металлургии и металлообработки. Появляются новые сложные сплавы: свинцово-оловянно-цинковые, оловянные, оловянно-свинцовые и цинково-свинцовая латунь. Предполагается, что переход к использованию сложных бронз был обусловлен освоением полиметаллических свинцово-цинковых руд Северного Урала.

Т.о., хозяйство ванвиздинского общества характеризуется сочетанием традиционных присваивающих форм хозяйства (охоты и рыболовства) и производящих (металлургии, металлообработки и животноводства). Среди промыслов ведущее место сохранял пушной, особенно на бобра, мех которого высоко оценивался на международных рынках. Именно он стал основным источником избыточного продукта. Южные купцы в обмен на меха везли на Север украшения из драгоценных металлов, стеклянные, сердоликовые, хрустальные бусы, серебряные монеты и др.предметы. Не случайно к этой эпохе относится несколько кладов, содержащих богатые наборы украшений. Драгоценные украшения попадали на ЕСВ из Средней Азии и Причерноморья. Основной торговый путь из южных регионов шёл через Поволжье и Прикамье, а далее - по притокам Вычегды и Печоры. Основным товаром, вывозимым с Севера, была пушнина. Спрос на пушнину на мировых рынках особенно возрос с VIII в. в связи со становлением Багдадского халифата, могущественного государства арабского Востока. С IX в. в меховую торговлю с северными народами активно включается Волжская Болгария, поставлявшая серебряные ювелирные изделия, монеты, стеклянные и сердоликовые бусы.

В ванвиздинскую эпоху происходят важные перемены в социальной организации общества. В процессе обмена в руках отдельных представителей родоплеменной знати накапливаются определённые ценности, которые и отложились в кладах, зарытых, вероятно, в минуту опасности. Ускорению процесса социальной стратификации общества, вероятно, способствовало вовлечение ванвиздинцев в торговую орбиту Багдадского халифата и Волжской Болгарии.

В ванвиздинскую эпоху разделение двух массивов памятников - западных (вычегодско-мезенских) и восточных (печорских) - отражает этнокультурные различия двух различных этнокультурных миров - пермского и угро-самодийского. В бассейнах ниж.и ср.Вычегды, Мезени, с одной стороны, сохраняются и развиваются гляденовские традиции, с др. - прослеживается влияние пришлых групп населения, в составе которых, вероятно, были и выходцы из лесостепных районов Западной Сибири. Т.о., в Прикамье и на ЕСВ в эпоху раннего средневековья происходят сходные этнокультурные процессы: на основе гляденовской культуры при участии пришлых из лесостепных районов Западной Сибири групп населения формируются две этнокультурные общности - пракоми-пермяцкая и пракоми-зырянская.

Бичевницкая культура

Бичевницкие памятники распространены в лесной и тундровой зонах Печорского Приуралья, в равнинной части и на водораздельных озёрах Тиманского кряжа. Керамика бичевницкого типа встречается также на верх.Вычегде и в н.Приобье, изредка - в ср.части Вычегодского бассейна, а также в Северном Прикамье. Бичевницкая культура датируется в целом второй пол.I тыс. Она представлена преимущественно неукреплёнными поселениями. Культурный слой бичевницких поселений слабо насыщен материалом и имеет небольшую мощность, что свидетельствует о преимущественно недолговременном характере поселений и подвижном образе жизни населения.

Население владело бронзолитейным производством, на что указывают находки тиглей и льячек. По-прежнему в обиходе использовались кремневые скребки и костяные наконечники стрел. Бичевницкие сосуды чашевидной формы с шейкой в виде утолщенного трапециевидного карнизика. Они орнаментированы глубокими ямками, вдавлениями овальной и линзовидной формы, зубчатыми оттисками, отпечатками шнура, фигурными оттисками. Керамика тундровых памятников несколько отличается от таёжной.

Судя по находкам фаунистических остатков на бичевницких поселениях, основными объектами охоты являлись бобр и северный олень.

Бичевницкая культура сформировалась на основе взаимодействия местного финно-пермского и пришлого угро-самодийского населения. Она была генетически неоднородна, однако в ней доминировал зауральский по происхождению этнокультурный компонент. С этого времени таёжное Припечорье окончательно вошло в ареал расселения преимущественно угро-самодийских культур. Бичевницкая культура входила в более широкий этнокультурный ареал расселения родственных племён нижнеобского происхождения, включающий Большеземельскую тундру. Не исключено, что население таёжной и тундровой зоны входило в единую этнокультурную общность. Входящие в неё племена были дифференцированы на основе природных, хозяйственных и этнических различий.

 
УралWeb. Регион в Интернете Rambler's Top100
 

Гостевая книга  Автор 

 

Станислав Максимов

 
Hosted by uCoz