Промышленное освоение Коми края

 
 
 Начало     ПЕЧАТАТЬ   СОХРАНИТЬ

План
1. Сведения о нефти на р.Ухте
2. Завод Прядунова С.
3. Экспедиция Кейзерлинга А.А.-Крузенштерна П.И.
4. Исследования Крузенштерна П.И.
5. Экспедиция Сидорова М.К.
6. Экспедиция Чернышёва Ф.
7. На рубеже веков
8. "Эпоха" Гансберга А.Г.
9. Попытки добычи нефти в н.XX в.
10. Начало промышленной нефтедобычи
11. Разработка нефтяных месторождений в годы Великий Отечественной войны
12. Нефтедобыча в послевоенный период

 

Эпоха Гансберга А.Г. (1899-1919).

Огромный вклад в разработку ухтинской нефти внёс бакинский инженер Гансберг А.Г., приехавший на Ухту в 1899. Перед поездкой он детально изучил имевшиеся к тому времени сведения об Ухте и получил разрешение на производство работ от Витте С.Ю. (в это время ухтинские земли находились в монопольном владении графа Канкрина). В 1903 Гансберг проводил работы на 14 различных участках и на большинстве из них были получены благоприятные результаты. Убедившись в нефтеносности ухтинского района, Гансберг приступил к подготовке закладки эксплуатационных скважин. Бурение инженер Гансберг А.Г. вёл не контактным, а дорогим для того времени штанговым способом. 

Эти настойчивые попытки найти нефть обеспокоили "короля нефти" Нобеля. На Ухту был послан отставной гвардии капитан Воронов Ю.А., который в 1905-1908 пробурил на р.Яреге скважину в 106 м, а в 1909 пригласил из Швеции инженера геолога Андерсена. После проведённых работ Андерсен, будучи заинтересованным в делах Нобеля, сделал вывод: "Ухта без нефти". После этого заявления многие "столбопромышленники" навсегда расстались с Ухтой.

Гансберг А.Г. фатально верил в звездный час Ухты. Летом 1906 инженер Белобородов обследовал выходы нефти на реке Ухте. Геолог Полевой П.И. в 1907 по заданию Геологического комитета исследовал Ухтинский нефтеносный район и опубликовал ряд работ по геологии Ухтинского месторождения. Работа геологов позволила Гансбергу А.Г. начать бурение так же в районе р.Яреги в 1907-1908. В 1908 ему пришлось временно прекратить работы из-за недостатка средств. Он выехал в Петербург и обратился к правительству за субсидией, но получил отказ. Лишь вологодский губернатор Хвостов А.Н. оказал Гансбергу всяческую помощь и, в частности, в устройстве тракта Усть-Вымь-Ухта. В 1908 Вологодское губернское земство отпустило 35 тыс.руб. на устройство тракта от р. Вымь к Ухтинским нефтяным промыслам. К 1910 была выстроена зимняя дорога от Ухты до пересечения с существующей зимней дорогой Кыркоч-Синдор. Население Ижемского края получило возможность сбывать продукты охоты, рыболовства и оленеводства на зимних ярмарках Вымского края и приобретать там муку, бакалейные и мануфактурные товары. У Гансберга появились деньги, чтобы в 1909 начать строить керосиновый завод.

Однако, его работой и ограничивалась вся частная инициатива России в этом районе. Гансберг продолжал искать компаньонов. 8 МЙ 1909 был основано нефтепромышленное товарищество на вере "Северное нефтепромышленное товарищество А.Г.Гансберг, А.П.Корнилов и Ко". Дела товарищества на Ухте вел Гансберг А.Г. К 8 МЙ 1910 на промысле уже имелись механическая мастерская, кузница, электростанция, склад с запасными частями, казармы для рабочих и жилые дома для служащих. На промысле была построена и работала котельная, которая питала паром паровую машину мощностью в 14 л.с. Все здания промысла освещались электричеством и соединялись телефоном. Вместе с Гансбергом работал инженер Барышев Ю.С., высокообразованный человек, окончивший естественный и юридический факультеты университета. На промысле, кроме Гансберга и Барышева, работали 16 наёмных рабочих. Супруга Гансберга А.Г., Люция Францевна, разделявшая с ним все тяготы жизни на Севере, занималась врачеванием местного населения.

Наблюдая успехи частного предпринимателя Гансберга А.Г., Государственная дума в 1908 рассмотрела вопрос об ухтинской нефти. В результате Горный департамент в 1909 направил на Ухту представительную геологическую экспедицию в составе профессора Яковлева Н.Н., геолога Замятина А.Н. и военных топографов. Это была правительственная экспедиция, и ей надо было составить подробную топографическую карту нефтеносного района и выбрать место под скважины для казённого бурения. В 1910 Горный департамент направил на Ухту новую экспедицию уже для проведения буровых работ. Её возглавил представитель Горного департамента инженер Стукачёв В.И. В 1910-1913 он пробурил на реке Ухте 4 нефтяные скважины, в т.ч. и самую глубокую в 410 м на р.Чуть. Вывод Стукачёв В.И.: "Казённые разведки... показали, что запасы нефти в недрах Ухтинского района следует признать скромными... Оторванность края от культурных центров, отсутствие на местах рабочего элемента и первобытные пути сообщения настолько отклоняют от нормы всякие расходы при попытках организовать здесь промышленное предприятие, что рассчитывать на возникновение на Ухте нефтепромышленности пока нет основания".

В 1910 Замятин А.Н. продолжил изучение Ухтинского нефтеносного района и составил карту нефтяных месторождений. Тогда же (1910) Чердынское земство возбудило ходатайство о постройке за казённый счёт железной дороги от станции Усольская (Усолье) до с. Троицко-Печорск с ответвлением на Ухту. К ходатайству присоединились Соликамское земство, Гурлевский и Нижегородский биржевые комитеты. В НЯ 1910 г. специальная депутация приехала в Петербург и побывала у министра путей сообщения и председателя СМ Столыпина П.А. Правительство отказалось строить дорогу на средства казны. Столыпин посоветовал "произвести изыскания на местные средства и приискать частных предпринимателей, которые взяли бы на себя постройку этой линии на концессионных началах при гарантии правительства".

Видный специалист по железным дорогам Андрианов Г.В. взялся руководить техническими и экономическими изысканиями, составить проект дороги и помочь в создании акционерного общества. В ФВ 1911 в Чердынь из МПС пришло разрешение "произвести изыскательные работы по Камско-Печорской железной дороге на собственные средства". Летом 1911 на трассе будущей дороги начали работу три отряда. Два из них вышли из Троицко-Печорска и взяли направление на Ухту и на д. Ксенофонтово, располагавшуюся на р. Пильве - левом притоке Камы. Третий отряд, начав от Усолья, должен был сомкнуться со вторым у Ксенофонтово. Наиболее трудным для работы был Ухтинский маршрут. На пробивке просек работали крестьяне из Троицко-Печорска и д. Ксенофонтово. К осени 1911г. полевые работы были закончен. Протяжённость этой дороги по проекту составляла 350 вёрст. До Троицко-Печорска намечалось шесть станций. Финансировали строительство чердынское и покчинское купечество и местные земства. Статистик Чермак в 1912 издал в Петербурге "Записки об экономическом положении района Камско-Печорской железной дороги и её вероятном грузообороте". По его подсчётам, дорога должна была ежегодно давать чистой прибыли от 450 до 545 тыс.руб.. Вероятный грузооборот железной дороги мог составить 26-28 млн.пудов, включая лес (более 60% всего грузооборота), хлеб и соль (до 800 тыс.пудов), рыбу, дичь, точильный камень и пр. Стоимость постройки дороги определялась в 2,5 млн.руб. В 1913 технический проект дороги и Устав акционерного общества были одобрены специальной комиссией по новым дорогам. Дело было передано в министерства финансов и путей сообщения, где к нему отнеслись "благосклонно". Было подготовлено и мнение среди членов СМ. Но противоречившие др.другу интересы разных групп торговой и промышленной буржуазии, причём не только российской, но и иностранной (английской и шведской, в частности), мешали осуществлению проекта. Компания Нобеля препятствовала развитию ухтинского нефтяного месторождения, а без перевозок нефти эффективность Камско-Печорской железной дороги значительно снижалась. Но Первая мировая война внесла свои коррективы в этот проект.

Железнодорожное строительство активизировало частную инициативу. В 1914 была сформирована вторая частная фирма "Русское товарищество "Нефть" - соперник преуспевающей бакинской компании Альфреда Нобеля. Члены товарищества посчитали выводы Стукачёва В.И. недостаточными и развернули бурение на берегах рр.Чуть, Ярега и Чибью. Бурение велось в течение 1914-1917. Для этого были завезены буровые станки новейших систем, приглашены видные геологи. За четыре года товарищество на приобретённых участках заложило шесть скважин, проведённых механическим бурением, и 10 неглубоких скважин ручного бурения. Самым перспективным оказался участок № 3 в устье р.Чибью, на котором наблюдался выход горючих газов. Здесь было заложено три скважины. На одной из них максимальный дебит скважины составил до 40 пудов в сутки. Две др.скважины на участке №3 были заложены лишь для выполнения условий контракта с казной на случай, если бурение первой скважины даст благоприятные результаты. Однако случилось худшее: подземные воды "задавили" нефтяной пласт.  Поэтому тартание было остановлено. Возможно, пытаясь скрыть свою ошибку, летом 1916 инженеры "товарищества" доложили правлению (оно находилось в Петрограде) о полной бесперспективности Ухтинского района. 28 ОК 1917 из Петрограда в уездный город Яренск ушло письмо. "Русское товарищество "Нефть" уведомило земскую уездную управу, что оно прекратило деятельность в ухтинском районе. Письмо товарищества было ответом на просьбу Яренского земства об информировании последних о ходе работ. Вывод по произведённым работам товарищества "Нефть" в Ухтинском районе был следующим: "...товарищество приложило все усилия для исчерпывающего выяснения вопроса о благонадёжности этого месторождения, но результаты всех работ привели к весьма неблагоприятным выводам о промышленности его, почему все работы на участках Ухтинского района в настоящее время прекращены".

В 1914 "Северное нефтепромышленное товарищество" распалось из-за слишком высоких затрат, требовавшихся для освоения ухтинского месторождения. Гансберг А.Г. остался на Ухте, пытаясь в одиночку наладить дело. Небольшое количество нефти, которую давал Варваринский промысел, использовали, в частности, для нужд печорских пароходов. К 1914 было закончено строительство керосинового завода, рассчитанного на выработку такого количества керосина, чтобы обеспечить нужды местного населения. Ухтинский керосин жители Севера могли бы покупать по 2-3 коп. за фунт, за нобелевский же керосин они платили 10 коп. (4 руб.за пуд). Однако доставке необходимых частей из-за границы помешала начавшаяся Первая мировая война. В ИН 1915 керосиновый завод дал первую продукцию. Представитель Яренского уездного земства Белоусов-Милорадович В.А. в своих путевых заметках дал яркую характеристику Гансбергу: "АТ.Гансберг человек железной воли, горячо убеждённый в колоссальных залежах нефти на Ухте, что не раз доказывал письменными данными. Он провёл на Ухте более 15 лет, а всего на Севере 18 лет, затратив на это дело больше 200 тыс. руб.".

Некоторую финансовую помощь оказывало яренское земство: после длительных обсуждений оно в 1917 выдало ссуду (5000 руб.) для керосинового завода, дабы "доказать доставкой на русский и заграничный рынки, что продукты ухтинской нефти, а также дебеты скважин представляют собой объект для самого обширного нефтепромышленного дела на Ухте".

В к.АП 1918 СНК принял постановление о выделении средств на геологические исследования и содержание Геологического комитета. На первое полугодие Советское правительство отпустило геологам 2422 тыс.руб. Таких средств комитет не получал никогда. Это больше, чем предусматривали некоторые финансовые и хозяйственные организации. По словам Ивана Михайловича Губкина, специалисты очень горячо заинтересовались тогда ухтинской нефтью. "Весь 1918 г. в этом отношении прошел как бы под знаком Ухты",- говорил он. Вопрос об ухтинской нефти рассматривался не только в президиуме ВСНХ. С этим вопросом специалисты обращались непосредственно к Ленину В.И. "Мне приходилось неоднократно писать Владимиру Ильичу о том, что из себя представляет Ухтинский район",- вспоминал Губкин.

В 1918 Направленная на Ухту экспедиция осмотрела скважины Гансберга, собрали коллекции горных пород. Почти месяц геолог Казимир Петрович Калицкий и его спутники провели на берегах таежной реки и в СН 1918 возвратились в Петроград. "Разведочные скважины обнаружили с очевидностью неблагонадёжность Ухтинского месторождения",- заявил в отзыве Калицкий К.П. И закончил его такими словами: "...невыгодность эксплуатации Ухтинского месторождения, по крайней мере при теперешних условиях, становится очевидной даже без подробных подсчётов о себестоимости нефти".

Гансберг А.Г. находился на Ухте до 1919. Он понимал, что обращаться в Москву после выводов Калицкого бесполезно. Поэтому неоднократно обращался в Архангельскую земскую управу и Печорский уездный комитет с просьбой о выделении средств на проведение работ, но помощи так и не получил. Частное предпринимательство было запрещено.

Уверенность Гансберга о нефтеносности Ухты позднее подтвердилось. Оживление нефтяного дела на Ухте оценил лишь белый генерал Миллер Е.К., заметив позднее в своих воспоминаниях: "На далёкой Печоре комиссары и небольшие отряды Красных войск бежали и уверенность населения в возможности спокойно работать была настолько велика, что в Усть-Ухте снова приступили к работам по изысканию и добыче нефти".

 
УралWeb. Регион в Интернете Rambler's Top100
 

Гостевая книга  Автор 

 

Станислав Максимов

 
Hosted by uCoz