|
Арабские источники Ибн-Фадлан Несомненный интерес представляют сведения арабов, которые сами побывали в северных странах. Каноник и секретарь посольства из Багдада в Камскую Булгарию Ибн-Фадлан в первой пол.X в. составил "Записку" о посещении страны, где привел сведения о народностях, проживающих севернее. "Записка" традиционно насыщена описаниями разных чудес, но при критическом подходе к сочинению представляет несомненный интерес. Ибн-Фадлан своеобразно сообщает о коротких ночах в северных широтах в летнее время: "человек ставит котелок на огонь во время захода солнца, утром он читает утреннюю молитву, а котелок за это время не успевает закипеть". Много внимания в "Записке" уделено русам, которые на своих кораблях приплывают в Булгар по Волге (Атилю) для торговли. Ибн-Фадлан о них говорит: "Я не видел людей с более совершенными телами, чем они". Они вооружены секирой, плоскими франкскими мечами с бороздками и ножом. Вместе с тем он отрицательно высказывается об их обычаях, которые в его изложении изображены не только дикими и жестокими, но вызывают чувство отвращения. Напр., он утверждает: "русы - грязнейшие из тварей Аллаха", не моются и не очищаются от нечистот. После смерти вождя русов 400 его надёжных сподвижников сражаются др.с другом до тех пор, пока все не погибнут. Затем всех убитых помещают на корабле (или в палатке) и сжигают вместе с кораблём. Ибн-Фадлан сообщает о стране Вису на Севере, откуда купцы привозят соболей и чёрных лис. Финский учёный Гюнтер Стипа, считающий вису предками пермской группы угро-финских народностей - удмуртов, коми и коми-пермяков, высказал мнение о существовании письменности у древних пермян задолго до составления первой коми азбуки Стефаном Пермским во второй пол.XIV в. Туркин А.И. допускает возможность существования письменности в древней Перми, но Иранского происхождения, прекратившей существование с принятием ислама Булгарией. В 1851 Михайлов М. утверждал, что Стефан Пермский при составлении пермской азбуки использовал "зырянские пасы" - значки, которые вырезались на четырёхугольных тонких планках и содержали необходимые в хозяйственном укладе жизни сведения. Хотя Михайлов и утверждает, что древние коми читали их книги, но вряд ли можно согласиться, что эти знаки могли обозначать буквы в современном понятии. Но можно согласиться, что Стефан использовал знакомые древним очертания знаков, чтобы пермская азбука не была чуждой. Существование древней коми письменности предполагает также Леннарт Мери. Пермская группа угро-финских народностей длительное время контактировала с индоиранскими племенами. У древних коми существовал заимствованный у иранцев термин "неббг", означающий письмо, книгу. Стипа Г. пришёл к выводу, что буквы древнепермского алфавита Стефана Пермского имеют аналогии с ирано-язычными знаками. Гарнати Самое полное и интересное описание лыж принадлежит Гарнати (1080-1169), долго проживавшему в Центральной Европе и в России. Он пишет, что дорога в страну Вису проходит по земле, с которой "никогда не сходит снег, и люди делают для ног доски и обстругивают их... Перед и конец доски приподняты над землей, посредине доски место, на которое идущий ставит ногу, в котором закреплены прочные кожаные ремни, которые привязывают к ногам. А обе доски, которые на ногах, соединены длинным ремнём, вроде лошадиных поводьев, его держат в левой руке, а в правой -палку длиной в рост человека. А внизу этой палки нечто вроде шара из ткани, набитого большим количеством шерсти; он величиной с человеческую голову, но легкий. Этой палкой упираются в снег и отталкиваются позади, как делают моряки на корабле, и быстро двигаются по снегу". В других сообщениях, описывающих ходьбу на лыжах, тоже говорится о палке в левой руке. С одной стороны она заострена и окована железом, а другой конец имеет форму лопаты. Форма палки и лыж с поводками от передней части, но без приподнятой задней поразительно напоминает охотничьи коми лыжи-лямпы. В XIV в. о перевозке товаров с помощью собак сообщает Ибн-Баттута (1304-1337). Торговый караван достигает сотни саней. Для собственных нужд в пути купцы берут продукты, напитки и даже дрова. Собаки-вожаки, которых запрягают впереди других собак, ценятся очень дорого. Собак не бьют и не кричат на них, иначе "собаки убегут от хозяина, и тот погибнет". Арабы в северных странах приобретали в основном меха в обмен на предметы, изготовленные из металла. Широкое распространение получила "немая" торговля в странах Вису и Иура. В обмен на меха жители Севера приобретают железные орудия: мечи, топоры, ножи, из которых переделывают орудия охоты. Купцы оставляют товары на определённом месте, а сами уходят в свой лагерь. Наутро обнаруживают меха. Если купец доволен - забирает товар, если же нет - оставляет все на месте, а сам вновь уходит ночевать. Туземцы, если соглашаются с купцом, добавляют меха, если же нет -забирают свой товар обратно, а товар купца приносят обратно и оставляют, чтобы купец мог взять его. Т.о., купцы даже не знают, с кем торгуют: "с джиннами или людьми". Гарнати сообщает о странах Вису и Ару, платящих дань булгарам. Там охотятся на бобров, горностаев и белок. Вису, по его словам, находится на расстоянии месяца двадцать два часа. Исследователи единодушны в определении местонахождения страны Югра арабских источников. Это Югра, расположенная по обоим склонам Северного и Полярного Урала, а также в восточной части современной Республики Коми. Югра - страна и одновременно собирательное название народностей, проживающих на указанной территории: предков современных хантов, северных манси и ненцев. В отношении народа Вису среди учёных нет единого мнения. Часть из них под Вису подразумевает летописную Весь (вепсов), проживающую в области юго-восточной Ладоги и Белого озера. На местах обитания вису наряду с европейскими изделиями и монетами найдено много изделий и монет южного и восточного происхождения. Арабское название народа Вису (Ису, Весу) созвучно с русским антонимом Весь. Но ещё больше, чем в области Белозерья, монеты и изделия иранского и среднеазиатского происхождения найдены на Верхней Каме. Поэтому, а также по другим соображениям др.учёные Вису относят к Верхней Каме, Нижней Вычегде и Верхней Двине, то есть к территории обитания древних коми, удмуртов и коми-пермяков. Упомянутая Гарнати страна Ару возможно соответствует "Арской земле" в русских летописей, где обитали предки современных удмуртов на территории современной Удмуртии. Татищев В.Н. писал, что удмурты сами себя назвали ару, а свою землю - Арима (в переводе земля Ари). Этноним Арима созвучен с народом аримаспи греческих сказаний, поэтому Татищев, а также и некоторые др.учёные высказывали мнение, что аримаспы - это древние предки удмуртов, коми и коми-пермяков, составлявших некогда одну общность. До настоящего времени не ясно в отношении русов-варангов, или варягов по русским источникам. Арабы русов решительно различали от славян, считая, что они единственный народ, владеющий искусством мореходства. Ибн-Руста в 912 сообщал о них, как о рослых, остроглазых, выносливых и храбрых воинах. Они имеют поля и города, но живут на зыбком и болотистом острове; торгуют мехами, на кораблях вторгаются в земли славян. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Станислав Максимов |