Промышленное освоение Коми края

 
 
 Начало     ПЕЧАТАТЬ   СОХРАНИТЬ

 
План
 
1. Письменные и археологические источники о древней истории Коми края
2. Письменные и археологические источники по истории Коми края в раннее средневековье (до XV в.)
3. Развитие металлургической базы Европейского Северо-Востока
4. Местная промышленность
5. Нефтяная промышленность
6. История лесоразработок в Коми крае
7. Назад в будущее: объединение "Мезеньлес"
8. Уголь

 

Христианизация древних коми-зырян

Стефан Пермский (1340-е-1396)Стефан Пермский (1340-е-1396)

Важным этапом, закрепляющим Пермь вычегодскую в составе Московского княжества, стала христианизация древних коми-зырян, проведённая в 1380-е ростовским монахом из Устюга Стефаном (Пермским). Миссионерская деятельность Стефана началась "на Пыросе и на Виледе" в 1379, где он крестил "нечестивые племени пермян". Местом своей резиденции Стефан избрал устье Выми, где находилась кумирница древних коми-зырян, а возле неё священная берёза, которой они поклонялись. Стефан сжег кумирницу, срубил священную берёзу и в 1380 воздвиг на их месте православный храм - деревянную церковь Благовещения. Отсюда началась проповедь христианства, которая постепенно распространилась не только на ближайшие вымские, но и вычегодские, и сысольские земли.

Согласно одному из вариантов "Жития", Стефан соорудил также православный храм в Ульяново. Сохранилось предание, в котором сообщается, что Стефан поставил деревянный крест в д.Вендинга на Вашке. В 1382 он отправился в Москву к великому князю Дмитрию Ивановичу и митрополиту Пимену с просьбой поставить в Перми епископа. В 1383 в Усть-Выми была создана Пермская епархия, епископом которой поставлен Стефан. Вычегодско-Вымская летопись сообщает, что в 1384 по возвращении из Москвы Стефан по благословению митрополита и жалованию великого князя Дмитрия Ивановича начал строить церкви и монастыри. В Усть-Выми был воздвигнут большой соборный храм Благовещения пресвятой Богородицы, монастырский храм архистратига Михаила, а также монастырские церкви на Вотче и в Яренском городке, в которых Стефан поставил игуменов, священников и дьяконов.

Стефан Пермский выступал в Перми не только как духовный сановник, но и представитель московской администрации, наделённый большими полномочиями. Он получил от Дмитрия Донского право беспошлинной торговли в русских землях, сбор пошлин с приезжавших в Пермь купцов, был наделён и судебными функциями. Стефан принимал энергичные меры для защиты местного населения от набегов вогулов (манси), новгородских дружинников, вятчан, доставки хлеба из Устюга и Вологды в связи с голодом, постигшим коми-зырян в неурожайные годы. После очередного набега новгородцев в 1386 Стефан едет в Новгород с дипломатической миссией - просить прекращения набегов новгородцев на пермские земли и добивается успеха. Как сообщает Вычегодско-Вымская летопись, "Стефан поклонился владыке и бояром новгородским, дабы дружинником нодгородским не разорити впредь Пермскую землю и епархия Вычегодския земли беречи. Отпущен владыко Стефан от Ноугорода с милостью и дарами".

Важным итогом миссионерской деятельности Стефана было создание коми азбуки, что положило начало древнекоми письменности. Азбука состояла из 24 букв по образцу греческих и русских букв с учётом графики начертания знаков, употреблявшихся в древнекоми "пасах" (знаках). Стефан учил грамоте коми-зырян, готовил кадры местного духовенства, переводил богослужебные книги на коми язык.

Стефанова грамотаСтефанова грамота

Проведённая христианизация частично объясняется уникальной личностью Стефана, который, вероятно, в своей деятельности в осн.использовал мирные методы. И все-таки успех его миссионерской деятельности был обусловлен пр.всего объективными обстоятельствами. Среди них главными являются экономические и политические интересы Московского княжества, заинтересованного в присоединении к своим владениям земель по Печоре и Вычегде. Христианизацией местного населения Московское княжество пр.всего стремилось подорвать позиции Великого Новгорода, своего основного соперника в борьбе за пермские и печерские дани. Согласно Вычегодско-Вымской летописи, в 1385 новгородский владыка, разгневанный тем, что московский владыка Пимен создал епархию в Перми, направил войско на Вымь. Епифаний Премудрый в "Житии Стефана Пермского" также сообщает о нападениях на Вымь новгородских ушкуйников.

Интересно отметить характерную черту, приписываемую населению Перми арабами и западноевропейскими писателями. Как в арабском мире, так и в Европе широко распространились убеждения о демонизме колдовстве северных народов. Побывавший на территории России арабский путешественник Гарнати сообщает о большом вреде, причиняемом жителям колдунами и колдуньями. Чтобы распознать колдуний, "хватают всех старух, связывают им руки и ноги и бросают в реку. Ту старуху, которая тонет, оставляют в живых, а которая остается на поверхности воды - сжигают на огне"51. Средневековая христианская традиция, со ссылкой на Библию, местопребывание Дьявола (Сатаны) полагала на Севере. Французский писатель Франсуа де Бельфоре (1530-1583) в легенде о Гамлете сообщает "В давние времена все северные страны были подвластны Сатане, и там водилось множество колдунов. Всякий встречный и поперечный владел тайнами колдовства, и поныне Готия и Биармия так и кишат греховодниками, умевшими мно гое такое, что запрещено христианскою верою". Сервантес М. (1547-1616) также утверждает, что полночные края обильны злокозненными колдуньями, и это попущение Божье и "наказание Господне"... за великие прегрешения". Редкие сочинения о Севере обходились без того, чтобы в той или иной мере не упоминать о колдовстве и демонизме жителей Севера. Само название Белого моря - Гандвик - у скандинавов содержит в первом слоге слово "волшебник" (ганд у финнов и саамов означает волшебник, "вик" - у скандинавов залив). На распространение демонизма у финских народов обращал внимание ещё Карамзин Н.М., и, по-видимому, не случайно у Пушкина А.С. в поэме "Руслан и Людмила" в роли волшебника выступает "вещий финн". Русский народ, растворивший в своей среде финские племена, перенял от последних множество суеверий о леших, домовых, водяных и др. нечистых силах.

Территория перми вычегодской представляла исключительный интерес и для Новгорода, и для Москвы не только как богатейший источник получения пушнины. Она занимала стратегически важное положение, являясь своеобразным плацдармом для дальнейшего продвижения за Урал, в Сибирь, на Каму и Вятку. Землям перми вычегодской отводилось важное место в планах Московского княжества в его борьбе с Казанским ханством. 

 
УралWeb. Регион в Интернете Rambler's Top100
 

Гостевая книга  Автор 

 

Станислав Максимов

 
Hosted by uCoz