|
Русские источники о территории Перми и Печоры С возникновением письменности на Руси появилась возможность установить правдоподобно действительные названия племён. Новгородцы первыми из русских, в XI в., пришли в Вычегодский и Печорский края для добычи "мягкого золота" - пушнины - и сбора дани с местного населения. Первое достоверное известие о знакомстве русских с ЕСВ содержится в летописи 1114. Ладожский посадник Павел и ладожане сообщили, что "старые мужи у нас ходили за Югру и Самоядь в полуночные страны". Там, в полуночных странах "спаде туча", и с той тучи спадает на землю "Веверица млада" (белка), как только что уродившаяся, и "расходятся". Гюрата Рогович , посылавший своего "отрока" в Югру в 1092, повествует: "Югра сказала отроку моему о горах, упирающихся в "луну морскую", а высотою до неба, где крик великий и говор, кто-то сечёт гору, желая высечься из неё; в горе той просечено оконце малое и оттуда говорят непонятно, знаками просят железа, в обмен на нож и секиру дают меха. Путь к горам непроходим: пропасти, снега и леса, поэтому и не доходили до них никогда". Рассказ заканчивается сообщением, что "сии суть людие, заклепанные Александром Македонским в горах". (Возможно, это гора, где добывался точильный камень). О реально существующих народностях ЕСВ впервые сообщается в "Повести временных лет" в н.XII в.: "В Афетове же части седят Русь, Чудь и вси язызи: Моря, Мурома, Весь, Мордва, Завалочская Чудь, Пермь, Печора, Ямь, Угра", и далее: "а се суть инии языци, иже дань даю Руси: Чудь, Весь, Мурома, Черемис, Мордва, Пермь, Печора, Ямь, Литва, Зимигола, Корсь, Нарова, Либь". Пермь - название русских летописцев народа коми и коми-пермяков и одновременно территория их заселения, охватывавшая верховья Северной Двины, северные притоки реки Вятки, нижнюю и среднюю Вычегду с притоками Вымь и Сысола, среднюю и верхнюю Каму с притоками Колва, Вишера и Чусовая. В 1178 великий князь Всеволод Большое Гнездо заложил в устье реки Юг город Гледень, а в 1212 рядом был основан Устюг, которому в дальнейшем суждено сыграть роль форпоста в движении русского народа на Север, в Сибирь и на Дальний Восток. Если до X в. торговые связи Северо-Востока России преобладали со среднеазиатскими причерноморскими странами, с камскими булгарами, Прибалтикой, то уже в XIV в. Вилегодская и Лузская Пермцы (коми, проживавшие по рекам Лузе и Виледи - притоками Вычегды), а затем и Вычегодская Пермь попали под влияние Устюга. В 1379 ростовский священнослужитель, уроженец Устюга Стефан Храп (1340-1396) положил начало обращению вычегодских коми в христианскую веру. Как полагает Лашук Л.П., христианизация Вилегодской и Лузской Пермцы произошла раньше миссии Стефана, причём, в отличие от Вычегды, она наносила характер единовременного акта и прошла спокойно, без большого потрясения. На Вычегде, Выми и Сысоле многие из коми, несогласные с новой верой, убежали на Удору, Пинегу, Печору и за Урал. По утверждению русского учёного Георги М.Г., убежавшие за Урал коми уже в к.XVIII в. не отличались от "кондырей", как тот называет остяков. По распоряжению владык русской православной церкви стефановская письменность была ликвидирована. В 1383 году была основана Пермская епархия, а ее столицей становится городок Усть-Вымь на Вычегде. Первым епископом стал сам Стефан, прозванный Пермским, причисленный после смерти в 1396 году к лику святых. Пермь с запада граничила с народностями финской группы: с Весью (вепсами), Заволоцкой Чудью (позднее Корелой). Существовало мнение, что Пермь в области нижней Вычегды соприкоснулась с племенами Ямь (Емь), обитавшими в районе современного Яренска, но в настоящее время такое мнение оспаривается. Однако гипотеза полностью не может быть отвергнута уже по одной той причине, что р.Вымь - приток нижней Вычегды - на коми языке называется Емва (река Емь). Удмурты, входящие вместе с коми и коми-пермяками в пермскую группу финноугорских народностей, в старинных документах не выделялись, хотя, по мнению Лашука Л.П., Лыткина В.И., обособление их от коми и коми-пермяков произошло в VIII-IX вв. (выделение же пермской группы от остальных угро-финскихн ародов произошло примерно в I тыс. до н.э.). Районы рр.Лузы, Малой Двины, левого нижнего течения Сухоны до р.Устья, впадающей в Вагу, верхнего течения Двины и нижнего течения Вычегды были заняты зырянскими селениями, которые местами существовали до XVIII в. С этим согласуется сообщение Герберштейна о том, что в городе Устюге - свой язык, хотя население говорит больше на русском. На севере и востоке Пермь граничила (весьма неопределённо) с Печорой и Югрой. Уже в IX-XIV вв. стали различать Старую (Вычегодскую) Пермь и Пермь Великую. Важное место в экономике перми вычегодской продолжали сохранять промыслы. В "Житии Стефана Пермского" отмечается, что в жертву языческим богам предки коми приносили "или соболи, или куницы, или лисицы, или медведи, или рыси, или белки". И в более позднее время, в частности, в XV в., государевы дани с вычегжан взимали "за соболи и за белку и за бобровые гоны, и за рыбную ловлю и за кречать и садбища с четырёх сотен с тридцати осьми луков десять сорокови полсорока и осьмнадцать соболей, с лука по соболю". Среди предметов хозяйственной деятельности вычегодских пермян преобладает промысловое оружие, пр.всего наконечники стрел (87% всех предметов вооружения), отличающиеся большим разнообразием типов и форм, что является свидетельством развития специализированной охоты. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Станислав Максимов |