|
Биармия В 1730 в Стокгольме вышла книга "Северная и Восточная Татария" Филиппа Иоганна Страленберга, взятого в плен русскими в 1709 и в течение 13 лет проживавшего в Западной Сибири, где участвовал в научных экспедициях. На родину в Швецию вернулся в 1723. Одновременно с книгой Страленберг издал карту Сибири, которую высоко оценили Миллер Г.Ф. и атищев В.Н.Т, а также состоявшие на службе у Петра I французский учёный Делиль и мореплаватель Беринг В.И. Карта коренным образом исправила конфигурацию северо-восточного берега Азии, ранее нанесённую западноевропейскими исследователями и картографами Витсеном, Идесом и Гондиусом. Впервые на карте появились относительно верные изображения Камчат-ки и Чукотки. Древний промысловый календарь коми Страленберг первый предложил провести границу м.Европой и Азией по Уральскомухребту, что впоследствии было принято всеми гёографами. Он же исправил некоторые заблуждения прежних исследователей: убрал с карты несуществующее Лукоморье, опроверг утверждения о заселении Северной Азии лишь одними татарами, дал классификацию некоторых народностей. Однако, наряду с достоинствами, книга Страленберга содержала необоснованные попытки установить происхождение и историю отдельных народов. Страленбергу принадлежит теория о существовании в прошлом богатой и многолюдной страны Биармии с высоко развитой культурой, расположенной якобы м.Финляндией и Северным Уралом. Эта теория во второй пол.XVIII в. возбудила любопытство в широких кругах русского общества и вызвала интерес в Европе к изучению Севера нашей страны. И вот уже два с половиной столетия продолжает быть предметом спора м.учеными. Некоторые из них отождествили Биармию с Древней Пермью на Каме и Вычегде. Одной из причин такого отождествления послужило то обстоятельство, что м.названиями Биармия и Пермь имеется звуковое сходство.
На Верхней Каме, являющейся прародиной народа коми, по археологическим,
этнографическим и историческим изысканиям с достаточным основанием можно
предполагать наличие древней, относительно развитой культуры. Здесь, а также в
области р.Вычегды найдено большое количество
монет и изделий иранского, среднеазиатского
и причерноморского происхождения, а также предметов местного
искусства, т.н. "пермского звериного стиля", установлено развитое
производство железных и медеплавильных изделий,
наличие в далёком прошлом развитой торговли
Древней Перми с южными и западными странами. В немецком
издании "Повести временных лет" историка
Шлёцера А. (1735-1809) содержатся сведения: "некогда
самостоятельный и долгое время свободный, не очень некультурный народ...
благословенная страна, богатая не только солеварнями, но и хлебом, пастбищами, дичью и
рыбой". Сам Шлецер А. сомневался в тождестве Биармии с Древней Пермью и помещал Биармию в области Северной Двины и Вычегды в
её нижнем течении. Первым, кто высказал мысль считать Верхнюю Каму центром Биармии, был русский
учёный и путешественник Рычков Н.П. Древнейшее сообщение о Биармии - рассказ норвежского мореплавателя Отера англосаксонскому королю Альфреду Великому в 880-890-х. Этот рассказ английский король записал в виде добавления к переводу "Всемирной истории" римского писателя Павла Орозия (ок.380-420 н.э.). У русского историка Тиандера К. рассказ кратко передан так: "Отер, проживавший в Норвегии севернее всех Норманнов, однажды в охоте за китами решил исследовать протяжённость земли к северу. При плавании он постоянно придерживался видимости берега с правой стороны. Сначала он плыл на север, потом берег повернул на восток, а затем на юг и после пятнадцати дней плавания вошёл в устье неизвестной большой реки, берег которой с одной стороны был густо заселён. Жителей Отер назвал биармийцами. Они много рассказывали Отеру как о своей стране, так и о соседних. Язык их был очень близок к финскому. Подняться по реке вглубь страны он побоялся и вернулся назад. Вскоре он ещё раз плавал туда, интересуясь природой, а также из-за моржей, зубы которых представляют драгоценную кость, а кожа - прекрасный материал для корабельных канатов". В "Истории Дании" Саксона Грамматика (1140-1208), изданной в 1514 в Париже, содержатся некоторые случайные рассказы о Биармии. Приведём содержание некоторых из них в кратких отрывках: "...биармийцы во главе с Тунингом напали на Гадинга, норвежского короля, но потерпели поражение..."; "Король Халоголанда Гельго вздумал посвататься за Тору, дочь военачальника финнов и биармийцев, но получил отказ..."; "Датчанин Арнгрем пошёл войною на оставшиеся еще не покорёнными датскому владычеству Финляндию и Биармию. Короли Биармии и Финмарка Эггер и Тенгель выступили против. После долгого сопротивления Тенгель покорился Арнгрему (в изложении рассказа Тиандер высказывает мысль, что Швеция является посредником между Данией и Биармией, а также сообщает о существующем сухопутном пути из Швеции в Биармию)".
Много рассказов о поездках скандинавских викингов в Биармию содержатся в
исландских сагах, передаваемых из поколения
в поколение. Часть из них записал в летопись под названием "Круг земной" Снорри Стурлусон (1178-1241). Передаем некоторые отрывки из рассказов о походах викингов в Биармию:
"Летом 965 года конунг Гаральд Серая Шкура совершил набег в страну Бьярма и одержал победу в
большой битве на берегах реки Вины". В песне Глумра Гейрисона говорится: "В славном восточном походе мечи воинов
обагрились кровью. Пылают селения на Севере. Вижу, как бирмы
спасаются бегством. В метели стрел и копий одержана победа на Вине. Молодой вождь отвагой и мужеством стяжал добрую славу".
В с.X в. в Биармию отправился халоголандец Орвард Одд, его младший брат Гудмунд и племянник Сигурд. По пути Гудмунд
грабил землянки в Финмарке. В Биармаланде пришли к
большой реке и отправились по ней вверх. Мореплаватели
сначала торговали с биармийцами, а затем ограбили курган у языческого храма с золотыми и серебряными монетами. В плен был захвачен норвежец, проживавший
вместе с биармийцами семь лет, но тот сумел убежать обратно к биармийцам". К к.XIII в. прекратились поездки скандинавов в Биармию, и само понятие Биармии исчезает из истории. Лишь в 1539 шведский писатель и картограф Олаус Магнус (1490-1557) в книге "История северных народов" и на составленной им карте дал сведения о Биармии. Биармию он поместил севернее Финляндии и в области северной Карелии и Кольского п-ва. Опираясь на сведения Саксона Грамматика, он выделил две Биармии: Ближнюю и Дальнюю. Первая покрыта высокими горами и вечными снегами; она не приспособлена к жизни и препятствует проникновению европейцев в Дальнюю Биармию, которую населяют племена, занимающиеся оленеводством и рыболовством. Земля там плодородная, но земледелием жители не занимаются. Рычков Н.П., участник академической экспедиции 1770-1771, отмечал: судя по современному состоянию Пермского края, никак нельзя предположить существование на данной территории высокоразвитой и культурной страны. Но по остаткам древних укреплений городищ, находкам большого количества монет из южных стран (некоторые исследователи утверждают, что таких находок на Верхней Каме имеются больше, чем где бы то ни было на других территориях России) и др.предметам южного происхождения, а также по сохранившимся следам древних путей с Камы на Печору и Вычегду, Рычков пришёл к выводу, что именно здесь находился центр Биармии. У деревни Губиной (на берегу Камы м.городами Чердынью и Соликамском) он наткнулся на древнее городище с тремя надёжно укрепленными валами, сложенными из каменных плит. Валы были окружены тремя рвами, один из которых сохранил ещё прежнюю глубину. Старожилы села рассказывали, что следы городских строений тянулись на четыре версты. "Не сия ль была главная столица Чюдьской земли, и не тут ли была славная пристань азиатических судов, которую Страленберг полагает на берегу реки Камы?" - вопрошал Рычков. После образования на территории Вычегодской Перми в 1383 году Пермской епархии, фактически ставшей сателлитом Московского княжества, Пермь Великая на Каме стала искать способ защиты от захватнической политики Москвы. Для этого намечалась попытка заключения союза с Казанским ханством, что зафиксировано в Вычегодско-Вымской летописи под 1471 и 1472. Однако Великий князь Иван III опередил события, послав в 147? войско в Пермь Великую под водительством князя Фёдора Пёстрого, придав ему в товарищи воеводу Гаврило Нелидова, и оно нанесло поражение пермскому войску в сражении у р.Колвы. Пермские города-крепости были захвачены, пермский князь Михаил (тот это имя получил при крещении его в 1462) взят в плен и вместе с др.пермскими военачальниками направлен в Москву. Иван III возвратил его в Пермь править страной от своего имени. Но Великая Пермь не сразу подчинилась полностью Москве. Несогласные с новой религией и политикой Москвы жители Вычегодской и Великой Перми совместно с восточными соседями - вогулами, встревоженные экспансией Москвы, стали нападать на "владычный город" Пермской епархии, Усть-Вымь и на города Перми Великой. Поэтому в 1505 "князь великий" Василий Иванович разгневан бысть и свел с перми Великой вотчича своего князя Матфея и родню и братию его и велел быть наместником Василью Ондреевичу Ковру". В крае стали возводить крепости и размещать в них русские гарнизоны. Местное пермское население в той части, где находились главные пермские укрепленные города Изкар, Покча, Чердынь и Урос с местопребыванием правителей Перми Великой, по-видимому, уже в XV в. полностью исчезло и заменилось русскими поселенцами. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Станислав Максимов |