![]() |
|
Развитое средневековье (XI-XIV вв.) Памятники культуры Культура перми вычегодской представлена пятью локальными вариантами, которые соответствуют территориально-племенным объединениям, каждое из которых имело свою территорию и диалект: вымский, нижневычегодский, средневычегодский, сысольский и удорский. Определённым своеобразием отличались памятники Прилузья, однако они пока недостаточно исследованы.
Могильники перми вычегодской насчитывают от нескольких десятков до нескольких сот погребений. Всё могильники перми вычегодской грунтовые, расположены в глубине возвышающихся боровых террас, как правило, примыкающих к болотистой низине. Могильные ямы неглубокие, имеют преимущественно меридиональную ориентацию с незначительными отклонениями, однако встречается и широтная, и промежуточная ориентация. Погребения, как правило, одиночные, совершены способом ингумации и кремации. Большая часть погребений сопровождается вещевым инвентарём. Его составляют посуда, орудия труда, украшения, различные предметы быта. Одной из характерных особенностей обряда является помещение в могилы сломанных изделий: фрагментированной керамики, обломков бронзовых и железных изделий. Единственное известное поселение - Жигановское - расположено на левом берегу Выми, возле д.Жигановки, напротив с.Турьи, в естественно укреплённом месте, на высокой коренной террасе, недалеко от одноименного могильника. Площадь его составляет ок.5000 кв.м. На поселении выявлены наземные хозяйственные, производственные и жилые сооружения. Хозяйство и быт На протяжении многих тысячелетий основу жизни местного населения составляли охота и рыболовство. Первые свидетельства появления зачатков животноводства относятся к первым векам I тыс. На памятниках перми вычегодской представлены кости крупного и мелкого рогатого скота, лошади, свиньи, козы, а также конские удила и ножницы для стрижки овец. С появлением железных наральников стал возможен переход от подсечно-огневой системы земледелия к переложной, при которой расчищенные участки пашни систематически обрабатывались сохой с железными наконечниками, вероятно, с конной тягой. Перелог является переходной формой от подсечно-огневой системы земледелия к трехпольной. Можно предполагать, что в XII-XIV вв. наряду с подсекой возникает и перелог. О важной роли охоты в жизни местного населения свидетельствует найденный возле с.Сторожевск на ср.Вычегде древнекоми промысловый календарь. Он представляет собой плоское кольцо, на лицевой стороне которого изображены девять животных - лиса, выдра, лось, олень, росомаха, горностай, северный медведь, куница и белка - и два солярных знака. Внешний и внутренний края кольца украшены косыми насечками. Оно снабжено отверстием для подвешивания. Изображения зверей на кольце представляют собой годовой цикл чередования сезонов в промысловом календаре. Каждый зверь олицетворял определённый период ("месяц"). Насчитывается 90 насечек, каждая из которых соответствует четырём суткам. Отсчёт времени на календарном диске велся против часовой стрелки. Счёт начинался с 21 МР (по современному календарю), что соответствует дню весеннего равноденствия. Год делился на девять периодов, подразделяющихся на два цикла: производительный (сезон охоты) и непроизводительный (выводковый сезон). Календарь позволяет представить уровень рациональных знаний древних коми, накопивших огромный опыт познания окружающего мира. Это календарь таёжного населения, жизнь которого в значительной мере зависела от охоты, объекты которой и изображены на этом уникальном изделии. Обмен и торговля. Торговые пути Одним из важнейших факторов, приведших к прогрессивным сдвигам в развитии экономики вычегодских пермян и способствовавших ускорению темпов их социально-экономического развития, стало вовлечение перми вычегодской в орбиту экономических и политических интересов соседних раннефеодальных государств. Северные земли, открытые булгарскими и ладожскими, а затем и новгородскими купцами в X-XI вв., привлекали пр.всего несметными пушными богатствами, пользовавшимися высоким спросом на международных рынках. В обмен на меха русские и булгарские купцы привозили многочисленные ювелирные изделия, предметы быта. Кр.того, булгарские и новгородские купцы выступали посредниками в торговле м.народами европейского Севера - с одной стороны, среднеазиатским и западноевропейским миром - с др. Обмен и торговля способствовали широкому распространению на ЕСВ культурных достижений соседних народов и государств. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Станислав Максимов |