|
Железный век Наступление новой эпохи было ознаменовано освоением металлургии железа, которое становилось основным материалом для изготовления орудий труда, оружия, предметов бытового назначения. В природе оно в чистом виде практически не встречается. Железные руды, в отличие от медных и оловянных, распространены повсеместно, но получить из руды железо было значительно труднее, т.к. для его плавки необходима очень высокая температура - 1528 градусов, что было неосуществимо для древних мастеров. Железо получали в тестообразном состоянии с помощью сыродувного процесса. Сущность его заключалась в восстановлении железной руды углеродом при температуре 1110-1350° в специальных печах, при вдувании воздуха кузнечными мехами через сопло. На дне печи образовывалась крица - комок пористого, тестообразного железа весом от 1 до 8 кг. Крицу затем неоднократно проковывали молотом для уплотнения и частичного выдавливания из неё шлака. Кричное железо было мягким, поэтому его закаливали. Т.о., железо не отливали, а "варили". В лесной полосе европейской части России ранний железный век наступает в VIII в. до н.э.
В развитии древностей эпохи раннего железа на ЕСВ выделяются два периода: ананьинский
(VIII-III вв. до н.э.) и гляденовский (II в. до н.э. - IV
- н.V в. н.э.), получившие название по аналогии с прикамскими древностями. Памятники этого периода относятся к вычегодско-печорскому варианту ананьинской историко-культурной общности, ареал которой включал бассейны Камы, ср.Волги, Северной Двины, Мезени и Печоры. Древности ананьинской культуры
Ананьинские памятники представлены поселениями, могильником и
отдельными погребениями, а также культовыми
местами
- святилищами. В настоящее время известно более 100
памятников, относящихся к северному варианту ананьинской общности.
Поселения площадью от 50 до 5000 кв.м располагаются на боровых террасах или их останцах по берегам рек и их
крупных притоков, на водораздельных и старичных
озёрах. Жилища наземные прямоугольной формы с одним или двумя выходами площадью
60-67 кв.м. Они обогревались очагами, расположенными
по осевой линии жилищ. Поселения носили сезонный характер. Зимние жилища представляли собой срубные постройки в три-пять венцов, летние
- шалашеобразные сооружения из жердей, покрытых берестой, и
срубом в один венец в основании. Для утепления жилища по его периметру на внешней стороне сооружалась
"завалинка". В ананьинских жилищах могло обитать две семьи при
ср.численности в пять-семь человек. Памятники ананьинского времени на ЕСВ отнесены к четырём культурным типам: Ласта, Перный, Чаркабож и Ямашор. Культурный тип Ласта датируется VIII-VI вв.до н.э. Памятники этого типа известны на верхней и почти на всём протяжении ср.Печоры, её левом притоке Ижме, в бассейне Вычегды, в т.ч. на её притоке Выми. Они представлены исключительно поселениями. Основную массу находок на них составляют обломки глиняных сосудов. Керамика - круглодонная, представлена широкогорлыми горшками и чашами. Кроме наконечников стрел, копий, дротиков и скребков, встречаются топорики, ножевидные изделия. На поселениях выявлены следы бронзолитейного производства в виде скоплений сильно обожжённых, ошлакованных обломков тиглей и льячек. Культурный тип Ласта имеет местные генетические корни, однако в керамике прослеживается влияние прикамской и зауральской культурных традиций. Памятники культурного типа Перный (VI-III вв. до н.э.) известны на Печоре, Ижме, Вычегде и Выми и представлены неукреплёнными поселениями. Культурный тип Перный генетически связан с ластинским, хотя культурное влияние прикамских ананьинцев в этот период ощущается больше, чем в предшествующий. Не исключается переселение отдельных групп ананьинского населения из Прикамья в бассейны Вычегды и Печоры и далее на северо-запад. Памятники типа Чаркабож (VIII-VI вв.до н.э.) выявлены на ниж.и ср.Печоре, а также на Ижме и верх.Вычегде. Всё известные памятники этой группы расположены в районах, прилегающих к Северному и Приполярному Уралу. Для чаркабожских памятников характерен высокий уровень техники обработки камня. В сложении этого культурного типа прослеживаются два компонента: местный лебяжский и зауральский. Крестовидные и фигурные отпечатки - змеевидные и S-образные, характерные для чаркабожской керамики,- связываются с культурными традициями населения лесостепной и лесной полосы Зауралья и Приобъя. Памятники типа Ямашор (V-III вв.до н.э.) исследованы на Печоре и Усе. Они представлены неукреплёнными поселениями. Сосуды чашевидной формы, на многих из них венчик имеет налеп в виде "воротничка". Своеобразие ямашорской керамике придают различные фигурные отпечатки, характерные для зауральских памятников, особенно волнистые "змеевидные" линии, фигурные оттиски и густонанесённые ямки различной формы. Из кремневых орудий представлены только скребки, довольно грубо выделанные на массивных отщепах. Культурные типы Ласта, Перный, Чаркабож и Ямашор сформировались на основе предшествующей лебяжской культуры при участии зауральских и прикамских, а также индоевропейских групп населения. В ластинском культурном типе прослеживаются зауральский и прикамский компоненты, в перныйском - прикамский. Культурные типы Ямашор и Чаркабож сформировались в процессе смешения местной лебяжской, пришлых зауральской и прикамской культурных традиций. Хотя вычегодско-печорские и волго-камские памятники входят в единую ананьинскую историко-культурную общность, м.ними имеются существенные различия, отражающие их принадлежность различным культурно-хозяйственным типам. Основу хозяйства северного населения составляли охота и рыболовство, тогда как волго-камские ананьинские племена вели комплексное хозяйство, в котором ведущими занятиями были земледелие и животноводство. К специфическим особенностям культуры северного населения относится и достаточно высокий уровень обработки кремня. И, наконец, на ЕСВ в эпоху раннего железного века отсутствовали городища, характерные для Волго-Камья. Согласно традиционной точке зрения, ананьинская общность послужила основой формирования коми-зырян, коми-пермяков и удмуртов, хотя ананьинский компонент отмечается и в сложении прамарийской общности.
Гляденовский период В к.III в.до н.э. ананьинская общность распадается на пьяноборскую, ареал которой включает Среднее и Нижнее Прикамье, низовья р.Белой и бассейн Вятки, и гляденовскую. Памятники последней известны в Верхнем и Ср.Прикамье, в бассейне Мезени, Вычегды и Печоры. Хронологические рамки гляденовского периода на ЕСВ определяются к.III-II вв.до н.э. - IV-н.V в. Гляденовские комплексы выявлены в бассейнах Мезени, Печоры, Вычегды, включая их притоки, на 67 памятниках Поселения занимают площадь от 80 до 3000 кв.м. Наиболее крупными являются Вис I, Ибское, Китоставское и др. Преобладают кратковременные стоянки, но встречаются места и более длительного обитания. Дома небольшие по размерам (до 21 кв.м), прямоугольной формы, слегка углублены в землю. Очаги-кострища встречаются как наземные, так и впущенные в материк. Встречаются ямки от столбовых конструкций, хозяйственные ямы. Культовый комплекс гляденовского времени выявлен и на ср.Вычегде. Могильные ямы овальной формы, длиной от 120 до 155 см, шириной 50-80 см и глубиной 45-65 см, ориентированы по линии северо-восток - юго-запад или запад-восток. Погребения совершены способом кремации на стороне. В погребениях обнаружены обломки бронзовых зеркал, разнообразные стеклянные и бронзовые бусы, предметы поясной гарнитуры в виде накладок и бляшек, обломки костяных наконечников стрел, железный нож и поясной крючок. Особый интерес представляет бронзовая фигурка мужчины, голову которого венчает хищная птица с распростёртыми крыльями. Керамика на поселениях представлена широкогорлыми сосудами с округлым или уплощенным дном. Найдены железные ножи, шилья, иглы, предметы металлургического производства, однако наряду с ними по-прежнему сохраняются кремнёвые скребки. Из украшений и принадлежностей костюма встречены височные подвески, бронзовые обоймочки, бляшки и бляхи различной формы, поясная гарнитура, в частности, поясные крючки, эполетообразная застёжка, наконечники ремней, пряжки, бронзовые, стеклянные и глиняные бусы, фигурки хищных пушных зверьков, хищных птиц с опущенными крыльями, рельефными лапками и человеческой личиной на груди, мужчины с птицей на голове и др. Хозяйство населения в гляденовскую эпоху было комплексным. На Вычегде, появляется животноводство. Однако главными источниками существования оставались охота и рыболовство. Основными промысловыми животными были бобр, лось и северный олень. Кр.того, при раскопках были найдены кости бурого медведя, зайца, соболя, куницы, хорька, норки. Охота велась при помощи лука и стрел с костяными, бронзовыми и железными наконечниками. В рыбной ловле использовались сети. Среди др.производств следует отметить бронзолитейное и кузнечное, на что указывают находки обломков тиглей и льячек, литейной формы, обломка дутьевой трубы, шлаков и слитков бронзы. Железные изделия представлены поковками, откованными на кричных заготовках. Использовалась и сырцовая сталь. В поздний гляденосский период площадь жтлищ увеличивается до 60-70 кв.м. Количества очагов, могло обитать две-три семьи численностью пять-семь человек. Предполагается, что в одном доме могли жить четыре-семь, на поселении - 20-30 человек. Гляденовская историко-культурная общность большинством исследователей сопоставляется с пракоми этносом. самодийского. В бассейнах ниж.и ср.Вычегды, Мезени, с одной стороны, сохраняются и развиваются гляденовские традиции, с др. - прослеживается влияние пришлых групп населения, в составе которых, вероятно, были и выходцы из лесостепных районов Западной Сибири (носители саргатских культурных традиций). Т.о., в Прикамье и на ЕСВ в эпоху раннего средневековья происходят сходные этнокультурные процессы: на основе гляденовской культуры при участии пришлых из лесостепных районов Западной Сибири групп населения формируются две этнокультурные общности - ломоватовско-неволинская и ванвиздинская, отражающие процесс разделения пракоми общности на пракоми-пермяцкую и пракоми-зырянскую. Первая послужила основой формирования родановской культуры древних коми-пермяков, вторая - вымской культуры перми вычегодской. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Станислав Максимов |