Промышленное освоение Коми края

 
 
 Начало     ПЕЧАТАТЬ   СОХРАНИТЬ

План
1. Сведения о нефти на р.Ухте
2. Завод Прядунова С.
3. Экспедиция Кейзерлинга А.А.-Крузенштерна П.И.
4. Исследования Крузенштерна П.И.
5. Экспедиция Сидорова М.К.
6. Экспедиция Чернышёва Ф.
7. На рубеже веков
8. "Эпоха" Гансберга А.Г.
9. Попытки добычи нефти в н.XX в.
10. Начало промышленной нефтедобычи
11. Разработка нефтяных месторождений в годы Великий Отечественной войны
12. Нефтедобыча в послевоенный период

 

На рубеже веков

В к.XIX-н.XX вв. в России в связи с дальнейшим развитием капитализма резко увеличилась потребность в нефти. В этот период быстро развивается транспорт, особенно железнодорожный, появляется ряд новых отраслей промышленности, где внедрялись двигатели внутреннего сгорания, а для них требовалось жидкое топливо. Спрос на керосин и жидкое топливо порождал погоню за нефтеносными землями. Рубеж веков оказался переломным в судьбе ухтинской нефти.

Ещё в 1901 промыслы страны дали 11,3 млн.т нефти (50,6% мировой добычи). Однако в 1902 первенство в важнейшей отрасли промышленности перешло к Соединенным Штатам Америки. Это значило многое. Добыча же нефти в России в последующие годы не только не увеличилась - наоборот, понизилась. Это было следствием экономического кризиса н.XX в. В 1912 страна получила немногим более 9 млн.т. Такой застой вызвал головокружительный рост цен на нефть и нефтепродукты. За десять лет цены на нефть подскочили в 6 раз.

О предстоящем подорожании цен на нефть было известно правящей верхушке, во все времена заботившейся, прежде всего, о собственном финансовом благополучии. За год до кризиса, в 1899 министр финансов Витте С.Ю. отдал Ухту на 5 лет камергеру Е.И.В. графу Канкрину (возможно, одному из отпрысков Егора Францевича Канкрина, министра финансов в 1823-1844). Камергер Канкрин, аккуратно уплачивая арендную плату, никаких работ на Ухте не проводил, а для др.предпринимателей Ухта была закрыта. По этому поводу газета "Русское слово" писала: "В 1867 году правительство боялось дать капиталисту Сидорову три квадратные версты, чтобы не установить монополии, а гр.Канкрину дали 2000 кв. вёрст. На 5 лет Ухта была совершенно закрыта для частной предприимчивости. Всё остановилось, чтобы дать простор гр.Канкрину. На Ухте даже не видали гр.Канкрина. Никакого бурения не было. Только задержали к удовольствию Нобеля (Альфред Нобель - бакинский капиталист, учредитель известной Нобелевской премии - авт.) частную предприимчивость". После Канкрина интерес к ухтинским местам проявляли великая княгиня Мария Павловна, князь Мещерский В.С., гофмейстер императорского дома Корнилов А.П., генерал-лейтенант Абаковский и ещё многие др., которые надеялись разбогатеть, не производя здесь работ, а спекулируя перепродажей участков.

Особенно много охотников за богатством последовало в эти места после 1905, когда Ухта стала свободной для торгов. Из обеих столиц, из губернских и уездных городов пустились в дальний вояж чиновники, инженеры, офицеры гвардии, артисты, авантюристы. Сотни заявочных столбов поставили они, ожидая "золотого дождя". Интерес к району подогревался СМИ: "Ухта - это золотое дно! Ухта - это миллионы в земле!".

Отсутствие чёткой границы м.Архангельской и Вологодской губерниями, которая условно проходила вдоль р.Ухты, вызывало большую путаницу при отводе земельных участков. Случалось так, что свидетельство на один и тот же участок выдавалось одновременно архангельским и вологодским губернаторами разным лицам. Вологодский губернатор Хвостов А.Н., чтобы разобраться со сложившейся ситуацией, предпринимает поездку на Ухту в МЙ 1907. Он захватил с собой даже фотографа, чтобы визуально подтвердить размежевание границ. Кр.того, вологодская экспедиция, ознакомившись с состоянием дел на Ухте, пришла к твёрдому убеждению о наличии сказочных богатств этого района, о невозможности процветания Вологодской губернии без ухтинской нефти. Хвостов А.Н.  поставил перед правительством вопрос о немедленном бурении скважин и о строительстве колёсной дороги протяжённостью 200 вёрст от центра нефтяных месторождений до Вычегды. Первая часть предложений поддержку в правительственных сферах не нашла, зато по второй было принято решение Министерством путей сообщения выделить на 1909 50 тыс.руб. на изыскательские работы по прокладке дороги. Вологодское губернское земское собрание постановило принять проект и смету и изыскать земские средства на строительство дороги от деревни Половники до Ухтинского нефтяного района. В 1909-1910 работы были начаты, но из-за нехватки средств постепенно прекратились. Да и скважины, пробуренные в недрах северной земли, отпускали тем, кто жаждал "чуда", считанные пуды нефти, не обогащали, а основательно опустошали их карманы.

Интенсивную работу проводили геологи. Павлов А.П. проводил исследования в области стратиграфии, палеонтологии, тектоники, инженерной геологии, геоморфологии, четвертичной геологии, истории геологических наук. Он заинтересовался отложениями мезозойской эры Печорского края и находками в них фауны во время путешествий Иванова А.П. и Чернышёва Ф.Н. В 1902 и 1904 Павлов А.П. вместе со своим учеником Черновым А.А. предпринял поездки на р.Ижму. В 1904 Чернов А.А. открыл там месторождения асфальтитов. По результатам экспедиций Павлов А.П. детально описал юрские и меловые отложения, существенно уточнил их стратиграфию в бассейне р.Печоры. В 1905 гвардии капитан Воронов заложил на Яреге разведочную скважину и установил наличие мощной пачки нефтенасыщенных песчаников. Летом 1906 инженер Белобородов В.Я. обследовал выходы нефти на реке Ухте. Он предложил построить нефтепроводы от р.Весляны до Ухты, а так же железную дорогу от Вычегды до Печоры и от Усы до Оби. Геолог Полевой П.И. в 1907 по заданию Геологического комитета исследовал Ухтинский нефтеносный район и опубликовал ряд работ по геологии Ухтинского месторождения. В целом в ходе геологического изучения Коми края в н.XX в. было получено много новых данных по стратиграфии, палеонтологии, тектонике западного склона Печорского Урала и особенно Тимана, открыты и частично изучены фосфориты, горючие сланцы и газы, асфальтиты, сероводородные и соляные источники, гипсы, алмазы. Однако геологической съёмкой было охвачено только ок.четверти общей площади Коми края. Уровень геологической изученности края в целом оставался низким, собирались только самые первые сведения.

В к.XIX-н.XX вв. в России в связи с дальнейшим развитием капитализма резко увеличилась потребность в нефти. В этот период быстро развивается транспорт, особенно железнодорожный, появляется ряд новых отраслей промышленности, где внедрялись двигатели внутреннего сгорания, а для них требовалось жидкое топливо. Спрос на керосин и жидкое топливо порождал погоню за нефтеносными землями. Рубеж веков оказался переломным в судьбе ухтинской нефти.

Ещё в 1901 промыслы страны дали 11,3 млн.т нефти (50,6% мировой добычи). Однако в 1902 первенство в важнейшей отрасли промышленности перешло к Соединенным Штатам Америки. Это значило многое. Добыча же нефти в России в последующие годы не только не увеличилась - наоборот, понизилась. Это было следствием экономического кризиса н.XX в. В 1912 страна получила немногим более 9 млн.т. Такой застой вызвал головокружительный рост цен на нефть и нефтепродукты. За десять лет цены на нефть подскочили в 6 раз.

О предстоящем подорожании цен на нефть было известно правящей верхушке, во все времена заботившейся, прежде всего, о собственном финансовом благополучии. За год до кризиса, в 1899 министр финансов Витте С.Ю. отдал Ухту на 5 лет камергеру Е.И.В. графу Канкрину (возможно, одному из отпрысков Егора Францевича Канкрина, министра финансов в 1823-1844). Камергер Канкрин, аккуратно уплачивая арендную плату, никаких работ на Ухте не проводил, а для др.предпринимателей Ухта была закрыта. По этому поводу газета "Русское слово" писала: "В 1867 году правительство боялось дать капиталисту Сидорову три квадратные версты, чтобы не установить монополии, а гр.Канкрину дали 2000 кв. вёрст. На 5 лет Ухта была совершенно закрыта для частной предприимчивости. Всё остановилось, чтобы дать простор гр.Канкрину. На Ухте даже не видали гр.Канкрина. Никакого бурения не было. Только задержали к удовольствию Нобеля (Альфред Нобель - бакинский капиталист, учредитель известной Нобелевской премии - авт.) частную предприимчивость". После Канкрина интерес к ухтинским местам проявляли великая княгиня Мария Павловна, князь Мещерский В.С., гофмейстер императорского дома Корнилов А.П., генерал-лейтенант Абаковский и ещё многие др., которые надеялись разбогатеть, не производя здесь работ, а спекулируя перепродажей участков.

Особенно много охотников за богатством последовало в эти места после 1905, когда Ухта стала свободной для торгов. Из обеих столиц, из губернских и уездных городов пустились в дальний вояж чиновники, инженеры, офицеры гвардии, артисты, авантюристы. Сотни заявочных столбов поставили они, ожидая "золотого дождя". Интерес к району подогревался СМИ: "Ухта - это золотое дно! Ухта - это миллионы в земле!".

Отсутствие чёткой границы м.Архангельской и Вологодской губерниями, которая условно проходила вдоль р.Ухты, вызывало большую путаницу при отводе земельных участков. Случалось так, что свидетельство на один и тот же участок выдавалось одновременно архангельским и вологодским губернаторами разным лицам. Вологодский губернатор Хвостов А.Н., чтобы разобраться со сложившейся ситуацией, предпринимает поездку на Ухту в МЙ 1907. Он захватил с собой даже фотографа, чтобы визуально подтвердить размежевание границ. Кр.того, вологодская экспедиция, ознакомившись с состоянием дел на Ухте, пришла к твёрдому убеждению о наличии сказочных богатств этого района, о невозможности процветания Вологодской губернии без ухтинской нефти. Хвостов А.Н.  поставил перед правительством вопрос о немедленном бурении скважин и о строительстве колёсной дороги протяжённостью 200 вёрст от центра нефтяных месторождений до Вычегды. Первая часть предложений поддержку в правительственных сферах не нашла, зато по второй было принято решение Министерством путей сообщения выделить на 1909 50 тыс.руб. на изыскательские работы по прокладке дороги. Вологодское губернское земское собрание постановило принять проект и смету и изыскать земские средства на строительство дороги от деревни Половники до Ухтинского нефтяного района. В 1909-1910 работы были начаты, но из-за нехватки средств постепенно прекратились. Да и скважины, пробуренные в недрах северной земли, отпускали тем, кто жаждал "чуда", считанные пуды нефти, не обогащали, а основательно опустошали их карманы.

Интенсивную работу проводили геологи. Павлов А.П. проводил исследования в области стратиграфии, палеонтологии, тектоники, инженерной геологии, геоморфологии, четвертичной геологии, истории геологических наук. Он заинтересовался отложениями мезозойской эры Печорского края и находками в них фауны во время путешествий Иванова А.П. и Чернышёва Ф.Н. В 1902 и 1904 Павлов А.П. вместе со своим учеником Черновым А.А. предпринял поездки на р.Ижму. В 1904 Чернов А.А. открыл там месторождения асфальтитов. По результатам экспедиций Павлов А.П. детально описал юрские и меловые отложения, существенно уточнил их стратиграфию в бассейне р.Печоры. В 1905 гвардии капитан Воронов заложил на Яреге разведочную скважину и установил наличие мощной пачки нефтенасыщенных песчаников. Летом 1906 инженер Белобородов В.Я. обследовал выходы нефти на реке Ухте. Он предложил построить нефтепроводы от р.Весляны до Ухты, а так же железную дорогу от Вычегды до Печоры и от Усы до Оби. Геолог Полевой П.И. в 1907 по заданию Геологического комитета исследовал Ухтинский нефтеносный район и опубликовал ряд работ по геологии Ухтинского месторождения. В целом в ходе геологического изучения Коми края в н.XX в. было получено много новых данных по стратиграфии, палеонтологии, тектонике западного склона Печорского Урала и особенно Тимана, открыты и частично изучены фосфориты, горючие сланцы и газы, асфальтиты, сероводородные и соляные источники, гипсы, алмазы. Однако геологической съёмкой было охвачено только ок.четверти общей площади Коми края. Уровень геологической изученности края в целом оставался низким, собирались только самые первые сведения.

 
УралWeb. Регион в Интернете Rambler's Top100
 

Гостевая книга  Автор 

 

Станислав Максимов

 
Hosted by uCoz