|
Наставничество Первостепенную роль в обучении постоянно прибывающей молодёжи играли советские специалисты. Потребность в их непосредственном участии стояла необычайно остро. "В начале августа 1968 г. я был командирован в Косланский (ныне Удорский) леспромхоз для оказания практической помощи болгарским товарищам, - вспоминал член Совета ветеранов Удорского района Трушкин В. - Прибыв на нижний склад, я увидел картину, далекую от восхищения. Болгарские рабочие не имели представления о том, что такое погрузка с наращиванием выше борта вагона, не говоря уже о "шапках", не знали правил погрузки и крепления лесоматериалов в вагоны". Один из мастеров леса, ветеран объединения "Мезеньлес" Макарьев В.Н. вспоминает: "Наша задача не ограничивалась лишь контролем над работой лесовозных коллективов... Не менее важным было всяческим помогать болгарским вальщикам в применении прогрессивной технологии, передовых приёмов труда". Поэтому зачастую наставничество перерастало в тёплый межличностные отношения. Обучавшая болгарских рабочих, контролёр нижнего склада лесной продукции Логинова Н.М. говорила: "С болгарскими друзьями живём и работает как братья и сестры. Катя, Златка, Иванка - мои добрые друзья. Когда мы отправляем вагон с лесом в СССР, они помогают нам, когда в НРБ - мы приходим к ним на помощь". Количество наставников и молодых рабочих на предприятиях объединения "Мезеньлес" (чел.)
Для скорейшей адаптации новичков в объединении "Мезеньлес" в 1977 была разработана "Система форм и мероприятий по работе партийных, государственных, профсоюзных и комсомольских органов и организаций с новыми рабочими". Документ определял основные формы профессиональной подготовки, функции общественных организаций в области воспитательной работы. Секретарь райкома ДКСМ Георги Доцев говорил: "У нас имеются различные специалисты и мы принимаем всех, кто поступает к нам на работу". На основе договоров о сотрудничестве советских и болгарских трудящихся практиковалась бригадная форма наставничества, когда группы советских строителей и лесозаготовителей приезжали на определённый срок, как правило, не менее двух недель, с тем, чтобы помочь болгарской молодёжи в освоении новой техники, прогрессивных приемов и методов труда. В 1977 в 53 бригадах объединения "Мезеньлес" работали ок.500 наставников, из которых 84% составляли советские рабочие и специалисты, шефствовавшие над 1200 болгарскими рабочими. Др.показательным примером эффективной работы молодёжных союзов являлась борьба с низкой трудовой дисциплиной. В с.1970-х некоторое снижение трудовой дисциплины объяснялось уменьшением числа квалифицированных болгарских рабочих, приезжающих в Коми республику, частой сменяемостью состава коллективов объединения. В 1975 план по формированию болгарского контингента в Коми АССР был недовыполнен на 980 человек, кр.того, 811 рабочих уехали в Болгарию до окончания срока трудового соглашения. В 1976 газета "Дружба" сообщала: "Прогулы и опоздания на работу - явление далеко не редкое. Не хватает наставников". Поэтому в борьбе с данным негативным явлением основное внимание было уделено наставническому движению. Количество наставников молодых рабочих возросло с 500 человек в 1977 до 899 человек в 1979. В НЯ 1978 при комитете ВЛКСМ объединения "Мезеньлес" и комитетах ДКСМ леспромхозов был образован Совет наставников, в который вошли лучшие производственники: Никола Чаушев, Тако Таков, Петко Гайдаров, Дино Трифонов, Иван Стойменов, Пенко Николов, Илия и Георги Петровы и многие др. Если в 1974 44% несчастных случаев на производстве проистекали из-за необученности молодёжи, то в 1978 этот печальный показатель снизился до 32%. Поскольку наставничество предусматривает не только получение необходимой специальности, но и психологическую акклиматизацию в трудовом коллективе, то был изменён качественный состав наставников молодёжи. За период 1977-1985 удельный вес советских специалистов сократился с 84% до 38% (Табл.6), уступив место передовым болгарским бригадирам и наиболее опытным членам их коллективов. Напр., 14 рабочих бригады Героя социалистического труда НРБ Васила Джигрева, четверо членов бригады Илии Цонева стали бригадирами-наставниками. Кавалер ордена "Красное знамя труда" Милко Стоянов обучил за один только 1979 40 новичков. "В нашем коллективе есть только один главный наставник - это бригадир Милко Стоянов, - говорил на встрече наставников в 1979 один из членов его коллектива Любчо Иванов. - Одновременно он является руководителем других наставников (руководителем Совета наставников Ёртомского леспромхоза- Авт.) и главным наставником в бригаде. Когда новый работник садится в автобус ехать на объект, бригадир его представляет. Затем бригадир, посоветовавшись с членами коллектива, поручает ему одного из рабочих, этот человек обучает его профессии, контролирует рабочее время". После ознакомления в 1979 на Сыктывкарском лесопромышленном комплексе, сотрудничавшем с рабочими Ёртомского леспромхоза, с методом работы под девизом "Ни одного отстающего рядом!", начинается его внедрение в объединении "Мезеньлес". В отстающие коллективы, используя бригадный метод наставничества, переходят, как их называли болгары, "друзья бригады" - наиболее опытные наставники молодёжи. Передовые рабочие и бригадиры Милко Стоянов, Пётр Петров, Христо Маргов, Пётр Жечев, Стефан и Цанко Рангеловы и некоторые др., перейдя в отстающие коллективы в сравнительно короткий срок помогли им ликвидировать отставание. В 1980-е качественное изменение состава наставников в объединении "Мезеньлес" принесло ощутимые положительные результаты. Моторист Пётр Петров взял шефство над отстающей бригадой № 8 и вывел её в передовые; Христо Маргов принял руководство цехом № 3 нижнего склада и этот коллектив начал стабильно выполнять производственные задания; бригадир Борислав Стефанов взял шефство над бригадой Цветкова В., а бригадир Пётр Жечев - над отстающим коллективом Ивана Вылчева. На нижнем складе бригада Ценко Рангелова помогла рабочим бригады Ивана Янакиева выйти из трудного положения. Клубы наставников в леспромхозах руководствовались утверждённой райкомом ДКСМ, комитетом ВЛКСМ и Районным штабом интернационального соревнования "Системой наставнического движения". Согласно документу, каждый новичок по прибытии знакомился с руководством предприятия, руководителями и активом общественных организаций, историей становления и развития объединения "Мезеньлес", трудовыми традициями коллектива, со своим бригадиром и наставником. После этого наставник и подшефный оговаривали условия труда и подписывали договор о сотрудничестве. Договорная основа взаимодействия наставника и молодого рабочего впервые была опробована в 1977, когда 2% вновь прибывших подписали такой документ. Данная форма работы оправдывала себя. Если в 1982 11,6% молодёжи трудились на договорной основе, то в 1985 - все молодые рабочие. Согласно договору через каждые три, шесть и двенадцать месяцев молодой рабочий проходил аттестацию по специальности, проводившуюся Советом наставников предприятия. Активное включение в наставническое движение передовых болгарских рабочих и специалистов привнесло в него элемент народной традиции. Строители Верхнемезенска в 1983 возродили старинный болгарской обычай: комитет ДКСМ предприятия вместе с культурно-массовой комиссией профсоюзного комитета впервые организовали "вечер сроителя-наставника". В процессе этой акции члены совета бригадиров и наставников предприятия "посвящали" молодых рабочих в свою профессию. Самый опытный строитель - "устабаши", - руководитель бригады им.XIV съезда ДКСМ Димитр Сазанов, зачитывал "закон цеха строителей" - Устав совета бригадиров и наставников Верхнемезенского строительного района. Мастера брали опеку над "подмастерьем". Целью как личного, так и коллективного (бригадного) наставничества было не только обучить новичка профессии, но и помочь ему стать полноценным, а следовательно, и полноправным членом трудового коллектива. "Лесозаготовительное производство в северных условиях очень затруднено, - отмечал бригадир трактористов с десятилетним стажем работы на Удоре Атанас Гешев. - Поэтому слабовольные не могут устоять и уходят из тайги или возвращаются в Болгарию. В своей работе по закреплению и адаптации их в коллективе, овладению профессией, воспитанию и выработке нравственных трудовых качеств я использую возможности моих лучших рабочих в бригаде. Вероятно, в этом стремлении помочь слабым и заключается моё наставничество". Наряду с ростом общего числа наставников, изменением их национальности и форм работы, руководство предприятий и общественные организации повышенное внимание стали уделять профессиональной квалификации наставников, умению общаться с молодёжью, росту их авторитета. "Многие наши наставники - комсомольцы, - заметил секретарь комитета ДКСМ Ёртомского леспромхоза Атанас Гешев. - Но только те, кто отработал в Коми АССР не менее 5-6 лет". Бригадир лесозаготовительной бригады и прекрасный педагог Илия Цонев, выступая на ХШ съезде БКП, говорил: "Тринадцать лет назад я прибыл в Коми с малым жизненным и производственным опытом. Там советские братья научили меня добывать древесину в тайге, там я получил физическую закалку, блестящую техническую, организаторскую и экономическую культуру... Там получил в этом году высшее образование". Кандидатуры всех наставников обсуждались и утверждались на заседаниях комитетов ДКСМ и профсоюзных комитетов предприятий. Комитеты болгарского комсомола имели и применяли в своей практике годовую программу подготовки наставников. Их обучение проводилось в рамках системы профсоюзной и комсомольской учёбы один раз в месяц по два часа. Для наставников - болгарских рабочих были учреждены отличительные значки "Лучший наставник ЦК БПС и ЦК ДКСМ", специальный диплом "Заслуженный наставник Государственного хозяйственного объединения "Лесозаготовки и строительство", а для советских - "Лучший наставник Государственного промышленного предприятия" и др. В целях повышения авторитета наставников комитеты ДКСМ и ВЛКСМ предприятий проводили "вечера-портреты" знатных бригадиров, шефствовали над Аллеей трудовой славы объединения "Мезеньлес". Т.о., наставническое движение в 1980-е базировалось уже не на мифических ценностях "интернациональной дружбы", а на конкретных нормах социального поведения и культурных ценностях того общества, к которому молодой болгарский рабочий принадлежал. Новичок вбирал в себя общекультурные ценности и трудовые традиции в общении со "значимыми др." - знатными бригадирами объединения "Мезеньлес". "Хотим самостоятельности, - отвечала на вопросы корреспондента Катя Ценова - комсомольский работник из Усогорска. - Мой муж - единственный сын у родителей. У нас есть благоустроенный дом, купить машину - тоже не проблема. Но мы себе сказали, что нельзя жить за чужой счёт. И решили приехать сюда. Сначала было очень трудно мужу. Он работал на производстве, и я всё думала, что не выдержит. Сейчас кажется, что мы поднялись в собственных глазах". Опытные наставники помогали молодым людям, имеющим такое желание, социализироваться в трудовом коллективе. Наряду с утилитарными соображениями, самоутверждение, сущностная реализация, стремление проверить себя в экстремальных условиях - для многих болгар были тем побудительным мотивом, который заставлял не бояться трудностей и лишений. Один из ветеранов объединения "Мезеньлес" Герой социалистического труда НРБ Илия Цонев размышлял: "Некоторые мои соотечественники, когда я бываю в отпуске в родном Севлиево, думают, что привлекает нас Мезенская тайга высокими заработками. Отчасти это, может быть, и так. Но это только первое время... Невольно начинаешь мысленно прослеживать прожитые десять лет. Что они мне дали? Прежде всего, я прошёл здесь настоящую трудовую и интернациональную школу. Именно тут я приобрёл навыки умелого руководства бригадой, освоил в совершенстве замечательную лесозаготовительную советскую технику. А самое важное, я, как и мои соотечественники, работающие на Удоре, проникся чувством высокой ответственности за выполнение задач, предусмотренных программой экономической социалистической интеграции в рамках СЭВ". |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Станислав Максимов |