Промышленное освоение Коми края

 
 
 Начало     ПЕЧАТАТЬ   СОХРАНИТЬ

План
1. Экономическая интеграция с Болгарией в в 1970-1980-е
2. Болгарские рабочие в СССР
3. Болгары в 1968-1971
4. Подготовка кадров для объединения "Мезеньлесь"
5. Наставничество   6. Клуб ветеранов
7. Трудовые инициативы
8. Инфраструктура болгарских посёлков
9. Досуговые формы деятельности   10. Удора
11. Сотрудничество общественных организаций двух стран
12. Политические организации
13. Причины кризиса объединения "Мезеньлес"
14. Прекращение деятельности предприятия

 

Удора

Благодаря деятельности советско-болгарского предприятия Удорский район становился ведущим лесозаготовительным районом Коми республики. В целом, в 1970 по сравнению с 1965 заготовка древесины здесь выросла в 5,6 раза и составила 1,4 млн.куб.м, из которых 28,6% приходилось на долю Косланского лесозаготовительного предприятия (Табл.15). За период 1968-1970 численность работающих в лесу комсомольско-молодёжных коллективов по республике возросла в 3 раза, из которых 27% составляли болгарские.

Заготовка древесины, строительство жилья и дорог в объединении "Мезеньлес"

Период Древесина (млн.куб.м) Отправка в НРБ (млн.кубм) Жиильё (тыс.кв.м) Дороги (км)
1968-1970 0,62 0,193 12,6 49,0
1971-1975 8,49 3,416 169,8 341,0
1976-1980 13,15 5,158 140,7 421,0
1981-1985 15,95 6,256 27,0 288,0
1986-1987 7,49 2,471 33,1 168,0
Всего: 43.0 17,494 383,2 1267,0

Состоявшийся 13 ФВ 1973 V пленум Коми обкома ВЛКСМ решил взять под контроль завершение строительства железной дороги от станции Микунь до с.Кослан и дальше вглубь Мезенской тайги. Двумя строительными отрядами за период трудового семестра 1973 было освоено 300 тыс.руб. капиталовложений. Кр.того, в АВ 1973 по комсомольским путёвкам сюда был направлен республиканский ударный комсомольско-молодёжный отряд в количестве 43 человек. К к.1973 многим рабочим, занятым на строительстве различных объектов железной дороги было присвоено звание "Ударник коммунистического труда". Среди комсомольцев каждый второй был удостоен этого знака.

В 1970-е отгрузка древесины потребителю возросла в объединении "Мезеньлес" в 3,7 раза. Уже в 1973 Удорский район вышел на первое место в республике по объёму заготовки древесины среди др.лесодобывающих регионов Коми АССР. В 1980 здесь производилось 25% всей заготовки и треть технологической щепы.

Возросло число жителей Удорского района. Только в 1971-1975 прирост численности населения района составил 96%. Из 36,1 тыс.человек 35,6% составили болгары. Улучшение условий труда и быта привели к тому, что многие болгарские рабочие и члены их семей продлевали договоры о пребывании к Коми республике. В 1975 и 1976 гг. 4578 человек поступили т.о.

В 1980-е производственное лесозаготовительное объединение "Мезеньлес" стало ведущим лесозаготовительным объединением на северо-востоке СССР. Секретарь Коми обкома КПСС Сюткин А.Ф. писал: "Сегодня можно сказать, что болгарские передовики производства не только успешно овладели сложной советской техникой и новой технологией разработки леса, но более того, у них появились свои методы работы, которые следовало бы распространить на другие лесозаготовительных предприятиях". В результате освоения значительных объёмов капиталовложений (Табл.14) возросли производственные мощности предприятий. В 1986 в Удорском районе заготавливался каждый четвёртый куб.м древесины и каждый третий куб.м технологической щепы, производимый в республике.

Руководствуясь постановлением V пленума обкома комсомола и "Положением о Всесоюзной ударной комсомольской стройке", Удорский РК ВЛКСМ в ОК 1977 создал и направил ударную бригаду для сооружения Косланского аэропорта, которую возглавил член бюро райкома Александр Афанасьев. В канун 7 НЯ этого же года (1977) объект был сдан в эксплуатацию. "Когда ждали в новый аэропорт первый самолёт, люди шли пешком из Усогорска и Кослана его встречать, - вспоминал дипломатический агент Министерства иностранных дел в Сыктывкаре Затуловский И.Я. - Принесли самодельные транспаранты, лозунги. Какая это была радость!". Ударный труд молодёжи и бойцов ССО был отмечен почётной грамотой Районного совета ветеранов войны и труда. Линия Усогорск-Сыктывкар была составной частью воздушного моста Сыктывкар-София, открытого 23 МЙ 1978. К с.1985 её услугами воспользовались ок.60 тыс.пассажиров.

 
УралWeb. Регион в Интернете Rambler's Top100
 

Гостевая книга  Автор 

 

Станислав Максимов

 
Hosted by uCoz